Замедлители и ускорители художественных красок

Мое отношение к разного рода разбавителям, ускорителям (сиккативам) и замедлителям высыхания масляных и отчасти акриловых красок условно-отрицательно. Нужно понимать, что качественные масляные краски для живописи уже содержат в своем составе сбалансированное количество масла и других необходимых компонентов. Любое добавление разного рода разбавителей, загустителей, замедлителей или ускорителей может привести  к существенным цветовым изменениям и даже к понижению долговечности красочного слоя.

Если вы все же используете эти вспомогательные вещества, не забывайте общение правило: всего должно быть в меру. Употребляйте их лишь в самых крайних случаях. Это как при употреблении соли и сахара.

Комментарии

Виктория Чижова Виктория Чижова:

Все верно. Хотела бы добавить, что практически во все медленно сохнущие краски ускорители высыхания добавляют уже при их изготовлении! Многие реально это не знают об этом!

Сергей Волков Сергей Волков:

Да уж, это еще та головная боль. Причем гораздо сильнее от разного рода подобных присадок страдает пастозная живопись, поскольку дополнительные масла не дают нормально просыхать нижним красочным слоям. Многократно мучился этим вопросом. Перебовал многих производителей: Таир, Гамма и даже Маймери. Оптимального решения так и не нашел.

Аватар Леонид Золотарев:

Вот! Очень правильная тема. Разбавлять масляную краску маслом — это полбеды. Куда опаснее разбавлять их так называемыми специальными разбавителями (разжижителями) вроде скипидаров, пинена, уайт-спирита и тройника. Они действительно в некоторых случаях способствуют проникновению красочного слоя в более глубокие поры художественного грунта и вроде как усиливают сцепление масляного слоя с основой (холстом). Однако остается отрытым вопрос в каких случаях это действительно нужно и в какой мере. Дело в том, что малейший избыток разбавителя в краске приведет к рыхлости (нестабильности) красочного слоя, что приведет в дальнейшем к скорому его осыпанию.
Желаю всем коллегам творческих успехов!

Вячеслав Таранов Вячеслав Таранов:

Я для себя понял, что все эти разбавители № 1,2,3,4 (скипидары, пинен и уайт-спирит, тройник) лучше использовать только в том случае, если живопись ведется с большими временными интервалами. Тогда применение разбавителей реально помогает соединению подсохшего красочного слоя со новым и придает дополнительную так необходимую эластичность. В остальных же случаях лучше от этих химикатов лучше воздерживаться вовсе.

Bлад Сафронов Bлад Сафронов:

Пользуюсь обычным пименом, про все остальное забыл. От классического тройника все желтеет. Вообще не понимаю, как им народ пользуется.

Сергей Борцов Сергей Борцов:

Если вы играетесь с консистенции своих красок, используете только связующие масла, которые присутствуют в ваших красках и ничего более, т.е. льняное, сафлоровое или маковое масло. Они не будут конфликтовать друг с другом. Как видите, все достаточно просто, если дружить с головой!

Аватар Елена Сизова:

Увы, играться часто приходится и не по своей нужде. Масляные краски со временем становятся очень густыми и вязкими. Без разбавителей не обойтись. Я разжижаю краски скипидаром или льняным маслом.

Александр Ходюков Александр Ходюков:

Все верно сказали. Именно так и никак иначе.

Аватар Геннадий Алехнович:

Мне вот разжижители практически не требуются, а когда пригорит, то вполне справляется подсолнечное или ореховое масло. Последнее дорогое, но очень хорошее.

Виталий Стройнов Виталий Стройнов:

Используйте только скипидар и не заморачивайтесь. Скипидар в отличии от масла после добавления в краску быстро улетучивается и краски легко возвращаются в исходное густое состояние. Если же вы используете масло (льняное или сафлоровое – не важно вообще), то вы можете испортить изначальную консистенцию и они станут слишком жидкими.

Виктор Лукьянов Виктор Лукьянов:

Согласен, тоже скипидаром пользуюсь. К тому же разбавленные маслом краски не просто жидкими становятся. Они также подсыхают, просто потом могут сморщиваться из-за избытка масленичной пленки. Особенно это может быть заметно на тонком письме. Если кто предпочитает разжижать маслом, разжижайте им в меру!

Аватар Зоя Павкина:

Ну кто же сейчас использует скипидары? Здоровье не жалко? Вместо скипидара есть уайт-спирит. Лучше покупать очищенный уайт-спирит. Он меньше пахнет и менее вреден.

Андрей Чернышев Андрей Чернышев:

Льняное и сафлоровое масла в качестве разбавителя лучше применять только в тонкослойной живописи. Советую из личного опыта.

Виталий Масаров Виталий Масаров:

Уважаемые друзья, пользуйтесь пиненом. Пинен ускоряют высыхание масляных красок, обеспечивает равномерное высыхание (отверждение) и делает красочный слой эластичным. Качественный пинен не желтеет.
Наших производителей вроде Малевичъ, ЭМТИ, ЗХК Невская палитра, Таир смело обходите. Вся их продукция желтеет. В принципе можно использовать терпентин. Этот тот же пинен, только в другой рубашке. Также пинен легко добавляется в лаки. Но опять же, осторожнее с нашими конторами.

Роман Биляев Роман Биляев:

В качестве разбавителя использую отбеленное и уплотненное (оно же полимеризованное или оксидированное) льняное масло. Такое масло белее просыхающую прочную пленку. Желтеет не особо сильно (если желтеет вообще). Краски не жухнут! Кроме того, именно такое льняное масло применяется в изготовлении эмульсионных грунтов для масляной живописи. Это родное всем своим составом масло для красок!

Алексей Шалаев Алексей Шалаев:

Мне тоже нравится такое масло. Вообще уплотненные масла хороши еще тем, что придают краскам необходимую тягучесть, что улучшает свойства масляных красок при лессировках. Можно применять как льняное, так маковое или сафлоровое масло. Разницы не будет. Масла Роял Таленс и Шминке просто высший пилотаж.

Рамиль Гаппасов Рамиль Гаппасов:

Согласен, применяйте не просто отбеленное, но именно и уплотнённые масло. Для многих красок оно просто незаменимо и помогает бороться смутностью. Кроме того льняное масло придает краскам большую глубину тона.

Лариса Ермак Лариса Ермак:

Да все верно. Уплотненное льняное масло прекрасно борется с пожухлыми местами. Много раз меня выручало.

Аватар Артём Белостоцкий:

Боже мой, чем пользуется народ. Читаешь и понимаешь, что надо его выручать! Лучше использовать эфирные масла – спиковое, лавендуловое, розмариновое или пихтовое масло. Они достаточно неплохо задерживают (замедляют) высыхание масляных красок. При использовании этих масел просыхание красок происходит очень равномерно и более безопасно по всей толщине слоя. Пленка красочного слоя формируется более эластичная! Жирные же масла (льняное, сафлоровое) потом из красок не выведешь!
По личному опыту скажу, что достойные производители эфирных масел Daler-Rowney и Royal Talens. Maimery и Schmincke брать не рекомендую. Про наших производителей просто постоим молча.

Вадим Стоянов Вадим Стоянов:

Да, тоже их использую. Только все эти масла ни в коем случае нельзя добавлять в краски с сафлоровым ил маковым маслами. Эти краски сами по себе сохнут не быстро, к тому же есть реальный шанс сильно и безвозвратно разжижить краску.

Степан Нестерчук Степан Нестерчук:

Все те, кто разжижают краски жирными льняным маковым сафлоровом маслами, реально играют с огнем. Его малейший переизбыток приводит к сморщиваю красочного и слоя и его растрескиванию в будущем. Если уж связалась, то просушивайте живопись в раза дольше, но и это не всегда помогает.
Лучше использовать эфирные масла и скипидары пинен тот же самый. Они для этого и созданы в конце концов. Просто их тоже с мозгами надо использовать.

Аватар Юрий Подвербный:

Да вот и не лучше. Да времени нет все расписывать.
Русский, французский или живичный скипидар вообще не советую применять. Они плохо взаимодействует с синим кобальтом, краплаком и практически со всеми природными земляных красками. Терпентин или пинен плохо взаимодействует с кадмиевыми красками, ультрамарином и киноварью.
Скипидары все вообще очень геморройные. Практически не хранятся на открыто воздухе. К тому же многие скипидары продаются уже «грязными» или недостаточно очищенными. Учтите, от даже незначительно закисленного «испорченного» скипидара краски могут потемнеть или пожухнуть. Такой скипидар сильно съедает глянец масляных красок.
Особенно быстро портится на открыто воздухе живичный скипидар (терпентинное масло). Он густеет и даже заметно желтеет.

Равиль Акмаев Равиль Акмаев:

Всем душевного благосостояния. В качестве разбавителя масляных красок нравится уплотненное ореховое (грецкое) масло. Оно дает менее желтеющую пленку, как уплотнённого льняного масла, да и по времени высыхания практически почти не отличается. Красочные слои становятся более легкими в работе.

Аватар Александр Елисеев:

Позвольте поинтересоваться где и за сколько его купили? Оно нереально редкое и дорогое.

Аватар Василий Шевчук:

Товарищи-господа, читаю и поражаюсь. Не стоит пользоваться всей этой скипидарной и эфирной химией. Оксидированное льняное масло и достаточно. Реально хорошая штука. Оно быстрее сохнет и желтеет меньше обычного льняного масла. Его также можно применять вместе с лаками и разбавителями. Оно дает более блестящий и твердый слой после высыхания! Они гораздо более густое, что прекрасно нормализует текучесть некоторых жидких красок.

Александр Олигеров Александр Олигеров:

Да, тема эта конечно вечная! На всякий случай говорю: ореховое, маковое и сафлоровое масла считаются полувысыхающими маслами. Применяйте их осторожно и по капельки!

Сергей Волков Сергей Волков:

Такая классификация масел уже как сто лет устарела. Всё они высыхают прекрасно, просто дольше!

Александр Шевелёв Александр Шевелёв:

Их и надо применять осторожно. Кто же спорит? Но они реально просто незаменимы! Действительно, в чистом виде маковое и сафлоровое масла в качестве разбавителей использовать не рекомендовано, поскольку они образуют недостаточно эластичную и прочную пленку, но в смесях льняным маслом эти масла «нейтрализуют» пожелтение льняного масла!
Они просто незаменимы в смесях!

Ольга Симонова Ольга Симонова:

Вот и зачем так извращаться. Я использую подсолнечное (рафинированное) масло. Все вполне устраивает, оно не желтеет и дает более эластичную пленку. Сохнет относительно недолго.

Владимир Александров Владимир Александров:

Пленка подсолнечного масла со временем размягчается, поэтому толк от этого масла ноль. Один вред. Даже смеси с другими маслами подсолнечному маслу не помогут!

Аватар Владимир Парошин:

Если уж на то пошло, то сафлоровое масло гораздо лучше макового. Оно также не желтеет, но дает более светлую плёнку, чем маковое. К тому же сафлоровое масло менее хрупкое, правда конечно уступает льняному маслу.

Александр Сулимов Александр Сулимов:

Тут я с вами соглашусь.

Павел Шубников Павел Шубников:

Не все так безупречно с этими маслами. Я уже убедились по своим многочисленным картинам, что все краски на основе масла сафлоры или мака слишком медленно сохнут и подвержены появлению трещин. А для подмалевка такие краски и вовсе запрещены.

Александр Шевелёв Александр Шевелёв:

Читайте внимательно, я пишу про смеси! Чисто маковое и сафлоровое масло должно быть смешано с льняным!

Аватар Александр Самохвалов:

Обсуждение кипит, а по сути народ снова страдает на пустом месте. Уайт-спирит достаточно хорошо растворяет связующее масляных красок и не так быстро испаряется. Ничего более не использую. Рекомендую Sennelier, Royal Talens или Maimeri. Все проверял на личном опыте. Нареканий по качеству нет.

Игорь Семенихин Игорь Семенихин:

Уважаемые художники. Говорю все из своего опыта. Разбавитель №1 (живичный скипидар + уайт-спиритом), разбавитель №2 (обесцвеченный уайт-спирит) и разбавитель №3 (очищенный уайт-спирит) – все они вызывает со временем потемнение красочного слоя! Лучше использовать Разбавитель №4 (пинен) или Тройник.

Равиль Акмаев Равиль Акмаев:

Уайт-спирит непригоден для растворения лаков. Тройник вызывает проблемы, как и лавандовое масло. А вот пинен да, хорош. К тому же не вызывает потемнение.

Андрей Косторин Андрей Косторин:

Товарищи, используйте масляные разбавители осторожно! Вне зависимости какое вы масло используете льняное или сафлоровое, его переизбыток однозначно вреден.
Добавлю, есть еще сгущенное на солнце льняное масло. Так вот, его использовать нельзя. Оно сильно желтеет! Лучше используйте льняное масло холодного отжима и рафинированное масло. Рафинированное дольше разбавляет краску, чем холодного отжима.

Зинаида Ведешина Зинаида Ведешина:

Бесполезно спорить, что лучше из худшего. Абсолютно не важно, ускоряет или замедляет ли разбавитель процесс высыхания масляных и даже акриловых красок. Все без исключения разбавители очень портят связующие масла в красках, как и сами пигменты!

Анастасия Ярошевич Анастасия Ярошевич :

Когда пишешь с большими разрывами, без разбавителей не обойтись. Эфирные масла проникают в нижние подсохшие слои масляных красок и возвращают им изначальное «свежее» состояние. Просто пользуйтесь осторожно и в меру! Если же ваши масляные краски состоят из сгущенных масел, то лучше эфирных масел в качестве разжижителей не найти.

Аватар Владимир Семеренко:

Все скипидары (особенно французский) приводят к потемнению живописи и уничтожает в них глянец. Проверено многократным опытом.

Аватар Наталья Жаденова:

О Господи, эти тема избитая и до сих пор несчастная. Есть же люди, у которым не доходит мозгами.
Да запомните у себя топором на носу: все ускорители (сиккативы) однозначно убивают ваши живопись. В нормальных (естественных) условиях масляные краски сохнут хоть и более часто медленно и не так как бы нам хотелось, но они образуют прочную и максимально эластичную пенку, которая прослужит века. А все эти сиккативы настолько химически искажают процесс полимеризации масла, лишь делают не более хрупкой заранее и в больше степени!

Эдуард Абжинов Эдуард Абжинов:

Я думаю, что сиккативы применяют лишь те, кто покупает наши дешёвые краски. Наши краски и такие простите гуано, что без сиккативов с ними работать часто просто невозможно!

Аватар Светлана Румак:

Абсолютно согласна. Я покупаю краски маймери. Таки заморочек у меня никогда не было абсолютно.

Лиана Моисеева Лиана Моисеева:

Да это точно. Чем дешевле краска, тем больше приходится с ней колдовать.

Аватар Сергей Баженов:

Да, это именно так. Мне тоже как-то дарили английские краски. С ними заморочек практически не было.

Анна Бойко Анна Бойко:

Все так. Всегда приятно когда у людей мысли сходятся.

Аватар Николай Комаров:

Господа! Вместо так называемых замедлителей высыхания просто закрывайте картину плотным светом и воздухом непроницаемым черным пакетом. Будите писать по-сырому сколько захотите! Дешево сердито и безопасно.

Алексей Савченко Алексей Савченко:

Дешево сердито и безопасно делают не господа, а товарищи. А вообще совет вполне дельный. Можно и наоборот. Если хотите, чтобы слой быстро просох, не поворачивайте картину к стенке, иначе высыхание замедлится.

Виктория Смирова Виктория Смирова:

Ага и потом она будет пыльной. Хороший совет.

Алексей Савченко Алексей Савченко:

У господ в квартирах пыли нет, а товарищей есть влажная уборка.

Павел Еськов Павел Еськов:

Ну что там говорить, недостаток масла, как переизбыток очень опасен. Сам каждый раз переживаю. При недостатки масла ладно бы краски становились просто матовыми, так они могут еще и стираться и даже осыпаться! А вот переизбыток масла даже небольшой приводит конечно с появлению морщин. Очень меня это бесит.
Я советую лучше покупать хорошие качественные сбалансированные краски (они всегда сбалансированные по соотношению масла и пигмента) не заворачиваться всей то химией. Лучше подстроиться под конкретные краски, чем каждый раз гадать на кофейной гуще и нервничать!

Вячеслав Курсеев Вячеслав Курсеев:

Я считаю, переизбыток масла даже опаснее, чем недостаток. При переизбытке у меня все картины желтели. А вот при недостатке лишь немного жухли.

Сергей Минаев Сергей Минаев:

Сиккативы — это зло, особенно в верхних слоях живописи. Затянут вам краску так, что нижний слой вообще не высохнет нормально.
Для корпусной живописи толстыми слоями это вообще катастрофа, а большинство пишет именно так. А потом, когда вам все наверху разорвет (верхний красочный слой треснет обязательно – его как раз разорвет просыхающий нижний слой, даже может спустя пару лет), будете ныть и искать причины в затмении солнца.

Галина Кудряшова Галина Кудряшова:

Если уж на то пошло, пастозная живопись вообще непрочная штука. Краска может просто отвалится.

Аватар Борис Индриков:

Вмешно читать просто! Просто так ничего не отваливается, даже в пастозной живописи. Пишу уже полвека и не нарадуюсь.
Отвалится особенно у тех, кто играется с химикатами — тройниками пименами, терпентинами и скипидарами.

Александр Стародубов Александр Стародубов:

У меня больше она сморщивается, чем трескается.

Аватар Кира Панина:

У меня кстати тоже преимущество именно покрывается морщинами. Маленькими такими, едва заметными, но все равно портят все впечатление! Голову сломала уже.

Аватар Виктория Чижова:

Морщины на масляном слое (отвечаю только за живопись маслом, ибо в ней не один год) появляются только от избыточного связующего (жирных масел). Добавлять в толстослойную корпусную живопись еще и дополнительно связующие жирные масла – это чистого рода самоубийство.

Оставить комментарий

Популярные записи блога