Данная статья может показаться на первый взгляд достаточно спорной и некотором роде провокационной, но рекомендую ее дочитать вдумчиво. Вызвана она большим количеством поступающих мне… скорее жалоб на магазинные подрамники. Все эти жалобы сводятся к одному простому и очевидному факту: подрамники через какое-то время ведет (перекашивает), а немалое их число буквально трещат. Проблема действительно имеет массовый характер и я понял, что надо ответить сразу и всем.
Во-первых, знаете ли вы, что практически все готовые холсты на подрамниках вне зависимости от производителя идут так называемого стандартного или студенческого размера с толщиной планки (рейки) до 30 мм. Такие подрамники не пригодны для профессиональной и тем более галерейной живописи из-за своей относительно невысокой прочности, особенно в долгосрочной перспективе. Я и сам был удивлен, когда узнал, что большинство художников об этом не знают. Профессиональный подрамник (его часто называют галерейным) должен иметь планку (рейку) толщиной 40-60 мм. в зависимости от своего размера и нисколько не меньше.
Во-вторых, знаете ли вы, что любой (стандартный и галерейный) подрамник должен быть изготовлен только из полностью сухого дерева, тогда как абсолютное большинство подрамников в магазинах изготавливается из не полностью просушенной (так называемой полусухой) древесины. Подрамник «ведет» именно из-за высыхания остаточной влаги. Естественная просушка древесины может длится до трех лет, а искусственная просушка окрашивает дерево в темные цвета. Никаких иных технологий качественной просушки дерева пока еще не придумано. Естественно, что в таких условиях найти качественную сухую древесину можно где угодно, но только не у наших производителей, которые закупают древесину вагонами и вряд ли задумываются о достаточной просушке.
В-третьих, большинство подрамников продаются и вовсе древесины сомнительного происхождения и вида, а также из сучковой древесины, что категорически не допускается.
Таким образом, все вышеперечисленные факторы буквально гарантируют перекос подрамника с высокой вероятностью появления видимых поверхностных трещин.
Так что же делать?
Во-первых, не покупайте готовые холсты на подрамниках вообще, а в художественных магазинах тем более. Этот вариант для ленивых, а ленивые успеха не достигают. Вы рискуете приобрести непросохший подрамник или уже потресканный внутри. Подрамники покупайте только галерейной толщины и только у проверенных багетных мастеров и в других специализированных местах. Поверьте, найти качественный подрамник намного легче, чем вы думаете. Достаточно отойти от привычки, имя которому «художественный магазин».
Во-вторых, покупайте холсты только в рулоне! Учитесь натягивать сами. Этому вполне можно научится самому. Если же натягивать самостоятельно совсем невмоготу, ищите мастера или багетную мастерскую. Это не обойдется вам слишком дорого, как думаю многие, поскольку покупать холсты в рулонах намного более выгодно, чем нарезанные и уже прикрепленные на подрамник. По итогу может получиться даже существенная экономия.
P.S. Интересный факт. Знаете ли вы, что профессиональный (длинноволокнистый) холст изготавливается только рулоне а не на подрамнике? Так заведено даже в Европе еще с 70-годов. Подразумевается, что профессиональный художник сам должен натягивать холст на подрамник. Готовые холсты на подрамниках продается в основном как правило для студентов и ученического качества. Поэтому если вы хотите, чтобы ваша живопись прожила максимально долго и без неожиданных сюрпризов, покупайте холст только в рулоне, натягивайте их на галерейный подрамник из просушенной безсучковой древесины.
Комментарии
Михаил, вы забыли добивать важную деталь. Вы упомянули только про подрамники, а как же сами холсты? Наш родимый производитель (особенно Pinax/Пинакс, Гамма, Прохоров) используют не только хреновые подрамники, но и очень ужасные холсты! Это что-то с чем-то! Я даже не знаю из чего они их делают и откуда берут. А если в магазинах и попадаются холсты на подрамниках с Европы, то они редко содержат в себе лен. Короче, полный абзац, как у нас говорят!
Да конечно. Вы правы. Вообще холсты отдельная головная боль и безусловно отдельная тема. Я просто акцентировался именно она подрамниках, поскольку писали именно про них. Про холсты, особенно наши отечественные я отдельную статью напишу.
Подрамники и холсты Pinax – это Китай. Ничего от него и не ждите. Колибри и Мастер-Класс выпускает питерская невская палитра. Они еще относительно неплохие, но иногда тоже трескаются. А вот деловой художник, артикль только для студентов.
Не плохи? У меня они просто трещат, особенно Колибри, которые производит не невская палитра, а другая контора, хотя сути это не меняет!
Уважаемый автор. Как частый гость Европы, могу вам сказать даже больше!))) Практически все холсты на подрамниках в той же самой Италии считаются по классу для любительской и студенческой живописи!
Абсолютно верно. Подрамники с холстами для «профессионалов» там все же продаются, но они не пользуются особой популярностью.
Моя статистика такова: каждый второй купленный подрамник в течении трех лет обзаводится хотя бы одной видимой трещиной. Особенно убили подрамники с холстами Сонет, Туюкан, Артикль. В меньше степени Альбатрос и Малевич. В общем, сказать что это просто ужас – это ничего не сказать. Слава богу, что не все треснутые подрамники начинает вести. Как и на чем они держатся для меня загадка. Наверно на русском святом духе.
Доброго времени, а откуда у вас такая статистика? Мне, как реставратору, это интересно.
Я сам художник, плюс еще работаю в достаточной известной художественной студии в Питере. Читаю вас уже давно не без интереса.
Понял. Благодарю за проявленное внимание.
Михаил, справедливости рад стоит заметить, качественные холсты подрамниках из то же самой Европы в российских магазинах все же продаются.
Продаются, но ввиду явной дороговизны и ограниченности рассматривать их не имеет смысла.
Да уж. Я тоже пользовалась и Pinax, и Колибри, и Альбатрос… Последний попался деловой художник и Малевичъ… Всего не вспомнить, да и смысл? В принципе согласна с мнением, что друг от друга отличается слабо. Как нарвешься.
В общем нарывалась я много и перешла на обычную фанеру и ничего! Нравится :)))
Михаил, как вы относитесь к живописи на твердом основании, типа фанеры, двп, дсп, оргалита и т.п. Перечитала весь ваш блог, но ничего не нашла.
И не найдете. Я специально про это не пишу, поскольку отношусь к такой живописи больше как к кустарной-экспериментальной живописи, чем коммерческо-профессиональной. И причина этому проста: подавляющее большинство художников, использующих для живописи твердое основание, покупают ту же самую фанеру, двп, дпс, оргалита и другие оные материалы, которые не предназначены для живописи как таковой! Используется обычные сподручные стройматериалы, которые ввиду их обработки очень слабо держат грунт. Живопись (красочный слой) на таком основании практически можно соскабливать пальцем. Сколько бы я с такой живописью не сталкивался, ситуация с ней была очень плачевная.
К тому же живопись не на холсте коммерчески менее популярна. Лучше заниматься живописью на качественном холсте и хорошем галерейном подрамнике.
Вот если бы производителями изготавливали специальные и качественные грунтованные панели для художественных работ (они уже есть, но их мало и они слабо популярны), то картина и картины были бы гораздо лучше. Но пока все это лишь отдельные эксперименты.
Ого. Как все плохо-то! Вон в Европе это популярно уже как 10 лет и ничего.
В Европе живопись на панелях популярна даже более 10 лет, но сейчас у них те же проблемы. Очень многие «панельные картины» из 90 годов переписаны практически заново.
Михаил, по сравнению с тем ужасом, что продается в наших магазинах под названием «российский художественный холст», письмо на деревяшках выглядит не такой уж и кустарной.
Да… Михаил уж написали так написали! Я сколько раз не пыталась научится натягивать холст, так и не научилась толком. У меня то одно, то другое. Даже хотела бросить рисовать в свое время именно из-за этого! То не покупай, се не покупай. Это плохое, другое плохое. Издевательство какое-то!
Найдите хорошего мастера. В итоге будет не дороже. Если покупать холсты в рулонах (они намного дешевле), получится даже дешевле по итогу.
Да все даже все равно дороже будет или нет. Это все хлопоты лишние.
Хлопоты будут, но они быстро пройдут. Как показывает практика художники (да как и люди вообще) очень не любят менять привычный порядок вещей. Найдите в себе силы на этот первый шаг. Потом будет легче!
Уважаемая, живопись это вообще хлопоты постоянные. Если не хотите хлопот, занимайте вышиванием.
Девушка, я училась натягивать холст месяца три! Но все же научилась. Сейчас натягиваю и другим помогаю чуть-ли не с закрытыми глазами. Всему можно научится. Дерзайте.
Что-то вы долго учились. Я за месяц! Подрамника три пришлось выкинуть, но это того стоило. Холсты покупаю только в рулоне. Подрамники закупаю на строительном рынке. Очень быстро нашел знающих и понимающих продавцов. Древесина только высушенная. Все как полагается. И кстати, в рулоне холсты действительно очень выгодно покупать!
Холст натягивается просто. Учитесь и все. Главное не забывайте про загиб. Отрез холста должен быть минимум на 3 см. больше (во все стороны) самого подрамника.
Уважаемый Михаил, читаю ваш блог. Все как всегда правильно в и точку! Магазинные подрамники и с холстами и без холстов не выдерживают никакой критики. Все рассчитано на авось и любителя. Давно заказываю у багетного мастера. Самостоятельно натягивать так толком и не научился. Холст часто провисает!
Натягивайте достаточно сильно, но равномерно и ничего не провиснет.
Не забывайте, что у подрамника (правильного) по углам имеются специальные клинья. Их подбиваете и подтягиваете холст как вам нужно.
Согласна полностью, только говорить об этом надо было куда раньше. Практически все подрамники в наших магазинах перекашиваются и не обязательно с уже натянутыми холстами! Абсолютно любые подрамники! Перекупила все в свое время, особенно запомнились Сонет, Туюкан и Колибри. Просто дрова, а не подрамники. Я бы между ними даже разницы и не проводила. Такое ощущение, что делает одна контора в местах не столь отдаленных.
Коллеги! Бесполезно обсуждать какой именно российский «производитель» хуже всех делает подрамники. Наоборот давайте обсуждать места, где можно взять хорошие галерейные подрамники! Вы ругаете их и так, давайте делиться полезной информацией!
Почему бы и не поругать. Где вы еще видели, что так открыто ругали? Дайте хоть здесь душу отвести! Все равно ничего не изменится.
Приятно, когда есть место, где можно открыто честно и непредвзято обсудить нашего гавняного (простите) производителя. На форумах это часто трут. Касательно наших холстов да и подрамников, то долгое время брал уже готовые холсты на подрамниках Art Реалистик. Еще раньше брал Деловой художник, Альбатрос и Малевич. Не буду лишний раз повторять уже сказанное. Сейчас (3 года как) беру холсты (конечно в рулоне) и заказываю хорошие галерейные подрамники в багетной мастерской, что на маяковке. Стал очень довольный и очень спокойным художником. Чего и всем вам желаю!
Граждане живописцы, запомните — все те кто рекламируют уже готовые холсты никаким местом не заинтересованы в том, чтобы вы были успешным художником. Они заинтересовывали только в том, чтобы вы так оставались «вечными студентами» и продолжали покупать у них готовые холсты…
Золотые слова. Если бы это еще на многочисленных курсах говорили, было бы совсем хорошо.
На курсах этого как раз и не скажут. Там только на готовое и сажают.
То-то все эти «учителя», часто говорят: «Не замаривайтесь. Это можно проще. Идите с магазин и не думайте». Видимо это как раз те, кто не стал успешным и желает это остальным. Простой путь никогда не был хорошим.
Ну все правильно, кто ничего в живописи не достиг, учить ей остальных!!!
Гениально сказано. В точку.
Так всегда и было.
Ну что за крамолу вы тут пишите! Если бы не учителя, вы бы так и оставались студентами. Кто-то вас должен учить!
Я сама учитель живописи с 28 летнем стажем. Да, я тоже рекомендую покупать готовые холсты на подрамниках и краски подешевле. Но только в качестве учебного пособия!!!
Я всегда всем своим ученикам так и говорю, «если хотите писать профессионально», покупайте все только профессиональные краски и холсты, между прочим, тоже рекомендую покупать в рулоне и натягивать их самостоятельно!
Любой уважающий себя учитель живописи будет рекомендовать тоже самое.
Значит вы хороший учитель, но таких меньшинство. Вон осмотрите сами в наших интернетах что твориться. Об этом практически никто ничего не говорят. Рисуйте, покупайте готовое и будет все хорошо!
Побольше бы таких учителей. К сожалению, мне с таким учителем не повезло. Читаю тут все это и сижу в ступоре!
Я бы еще добавил, что все готовые холсты на подрамниках наших производителей изготавливаются из очень низкосортного льна. Колибри Мастер-Класс, Сонет, Туюкан… конкретный производитель вообще не имеет значения! Можете даже не выбирать. Да еще и льна там мало, часто хлопок намешивают. Просто хотя бы знаете это.
Мы это знаем, что дальше? Застрелиться из кисточки? Какая альтернатива?
Не знаю почему. Может я одна такая здесь «избранная». Мне всегда казалось, что холсты с подрамниками во всех наших магазинах – это для того, чтобы научиться рисовать и не более. Для серьезной живописи надо делать самому.
Честное слово я всегда так думала! Даже не знаю откуда!
У вас просто развита профессиональная интуиция и чутье ко всему «недолговечному». Я тоже самое так считал еще очень давно и дошел до этого сам!
Скорее всего Вас научили в институте, а вы забыли. Знания бывает закрадутся под корку голову и через некоторые врем думаешь что сам до этого дошел!
Я вот закончил Суриковку относительно недавно, в 2009 году. Но до сих пор благодарен своему профессору. Про готовые подрамники с холстами он так и говорил «пописать и в печь». С позиции пройденных лет и гор выброшенных подрамников из магазина я даже не совсем понимаю, в каком смысле он употреблял слово «пописать» и на каком слоге у него было ударение.
Хе-хе. Ну что вы такого замечательно профессора, а ослушались. Говорил же не покупать в магазинах, а вы значит покупали!
Я учился. Видите ли, учиться можно и после института. Сейчас уже как второй год все делаю сам!
«Пописать и в печь»? Гениально! И нашу отечественную мастерклассовскую краску туда же.
Можно сразу в печь. То, что у нас продается — это реально топливо для обогрева или шашлыка. Мне и вовсе часто подрамники попадаются УЖЕ КРИВЫЕ (особенно впечатлили своими подрамниками с холстами гамма и артикль). Про сучковую древесину я и вовсе молчу — она практически везде используется.
Не понимаю, что тут толком обсуждается? Нормальный подрамник можно найти даже в магазине, надо просто тщательно выбирать. Народ как всегда начинает в крайности впадать и ходить по лесозаготовкам. Вы еще в леса уйдите с топорами.
Умейте выбирать товар. Будьте требовательным покупателем! Мне очень нравятся холсты сонет или пинакс.
Ну да конечно. Выбрали и знаем ваш сонет, и пинакс, и туюкан с колибри. Каждый второй подрамник уже не имеет прямых углов. Можете себе представить, что будет с картиной потом? А ведь-кто-то их покупают же!
Выбрали бы, да у нас даже выбирать не дают особо. Выносят несколько и все. Берешь по принципу самый лучший из худущего и надеешься. Что не поведет. Вообще, чертовски приятно, когда люди это обсуждают открыто. Может когда-нибудь измениться все к лучшему.
Рад приветствовать коллег и конкурентов :—) Мне кажется основная проблема наших подрамников не в том, что они непросушенные, а в том что они просто непрочные и ломкие. Такие ощущение, что древесину с самого начала заготавливают с нарушениями. Возможно и сама древесина очень низкого качества. Вариантов очень много может быть.
И да, полностью соглашусь с уже озвученными мнениями, невзирая на производителя, кажется, что все дерево поступает из одного места.
Я больше всего покупал Малевичъ, Альбатрос, Прохоров, Колибри и тот же самый Туюкан, но существенной разницы в подрамниках не нашел.
Да ну какая разница что именно в подрамниках не так и не то? Ясно же, что они плохие. Вот обязательно начинают пытаться искать причины для оправдания. Для самоутешения что ли.
Попрошу заметить, я нигде никаких оправданий ни для кого не искал! С чего вы это взяли? Я лишь предположил другую возможную причину!
Печально читать все это. Хотя бы вроде бы все это знаешь сам. Багетные мастерские тоже могут обмануть с подрамниками. Он ведь тоже могут из закупать там же, откуда и магазины! Это тоже не вариант!
Могут, но найти хорошую поставщика подрамников легче, чем покупать готовое у серийного производителя. Там их штампуют массового и для массового покупателя (художника), большинство картин которых никогда не проживут отведенный им срок по десяткам разных причин.
Признаюсь, логика в ваших рассуждения безусловно есть.
О господи, хвала небесам, что вы написали эту тему! А я думала, что одна такая кривая и невезучая. Сколько не перепробовала этих подрамников в магазинах… гамма, альбатрос, малевич, артикль — одно сплошное страдание. Реально такое ощущение, что в реальности ходишь по одному и тому же вещевому рынку и покупаешь все с одного контейнера!
Во-первых, вы не одна. Во-вторых таких как вы большинство, но это большинство предпочитать сидеть, страдать и молчать.
Так было, так и будет.
Да я вообще не понимаю народ, что покупает холсты уже на подрамниках. Загоняют себя в рамки формата. Куда удобнее рулон. Нарезал как тебе вздумается и заказал подрамник нужных размеров. А если же писать широкоформатные работы, то только в рулонах покупать и нужно.
Доброго времени суток.
Не смог пройти мимо такого обсуждения и конечно соглашусь с тем, что готовые подрамники с натянутым холстом редко качественные.
Я покупал и в Европе и у нас.
В Европе, а именно я покупал в Австрии, Германии, Италии и Испании качество подрамника часто хорошее и древесина просушена. Сами рейки если брать не из клеенной древесины, весят раза в два меньше чем наши. Холст часто натянут качественно и добротно. Качество холста, даже бюджетного — очень неплохое.
У нас же всё несколько печально… И холст провисает и рейки в местах склейки распадаются… Приходилось снимать и перетягивать на другие. Не наловчились ещё наши производители с деревом работать.
Полностью поддерживаю покупку холста в рулонах и собственноручную натяжку на подрамник. Со временем начинает получаться вполне профессионально.
Подскажите, Михаил — вы пишите, что ширина рейки должна быть от 40 мм — то есть это брусок 40 на 40 мм (например, для размеров холста 40 на 55 см и 50 на 70 см)? Или вертикальная ширина 40 мм, а горизонтальная может быть 20 или 30 мм?
Толщина рейки профессионального (галерейного) подрамника должна быть 40 мм. — 60 мм в зависимости от размеров картины, т.е. от размеров ее высоты и ширины.
Какое у вас мнение на счет самодельных жестких/глухих подрамников в отличии от магазинных модульных сборных подрамников?
Учитесь хорошо (основательно) натягивать холст на подрамник и вы сможете без проблем работать на глухих подрамниках. В подрамнике главное прочность, для холста главное плотность.
Михаил, огромное спасибо за все, что написали. Я – самоучка + сейчас инвалид 1-ой группы (спинальник). Я не смогу сама натягивать холсты, но думаю смогу найти багетную мастерскую. Вопрос в другом: грунтовать мне тоже сложно. Надеюсь, смогу после лечения… Посоветуйте, пожалуйста, грунтованные холсты каких фирм лучше заказывать. Возможно за границей, если у нас нет хороших…
Заранее спасибо. Сожалею лишь, что прочла вашу статью поздно (но не слишком). Могла бы и вообще не знать. Просто у стенки стоят несколько холстов: колибри, туюкан и артикль – полный набор)))
Хорошо, что есть такие форумы и такие художники, как вы, которые делятся знаниями от души.
Я очень редко спрашиваю своих знакомых художников и еще реже они отвечают охотно, чаще с барского плеча. Ну, небеса им в судьи. Я рада, что могу встретить нужную мне информацию без их помощи.
У Михаила есть целая отдельная статья о том, какие холсты лучше покупать. Называется «Купить холст и не прогадать…»
Там исчерпывающая информация.
Спасибо, всё интересно.
Советую попробовать мастерскую на газовой улице 10 в спб. Мне качество понравилось, стараются. Подрамники добротные из хорошей древесины на вид. Посмотрим как дальше будет.
Господи, от души отлегло)))… Маслом начала писать недавно. Покупаю готовые холсты в багетной мастерской недорого. И все думала, что на каждом холсте, должен быть написан обязательно шедевр. А теперь можно смело учиться и выбрасывать, удачные просто дарить. А для искусства придется похлопотать об импортных холстах и качественных подрамниках… да уж. Спасибо, Михаил, за Ваши публикации и всем за емкие комментарии!
Научите меня натягивать холст пожалуйста. Хочу увидеть глазами.
Прочитала все внимательно! Спасибо! Подскажите, плиз, москвичи, в каких мастерских вы покупаете готовые подрамники с холстами.
Михаил, добрый день. Столкнувшись с проблемой заказа бельгийских и итальянских холстов в рулоне из зарубежных интернет-магазинов, принял решение заказать готовый галерейный подрамник с уже натянутым загрунтованным холстом Claessens. Пришел уже в собранном виде, размер 90х100, по весу конструкция 5 кг., ширина рейки в глубину 41 мм., высота рейки 58 мм., фурнитура Belle arti. С виду сделано все добротно. Вопрос: можно доверять данной конструкции (в плане сделано ли на совесть и из качественной просушенной древесины как вы писали? И как это можно проверить?)
Я никогда не заказывал готовый холст на подрамнике, поскольку считаю, что натяжкой должен заниматься либо сам художник, либо профессионал (багетный мастер).
В магазинах (любых) натяжка холстов поставлена на поток. Натяжка процедура весьма непростая и требует существенных физических сил. Сколько один человек может хорошо и добротно натянуть холст? По моему опыту не более 10 за раз. В магазинах же приходятся натягивать намного больше. Выводы делайте сами. Отсюда и возможные перекосы и разная степень натяжения.
Влагу в древесине Вам поможет определить прибор «электровлагомер».