Скажу сразу, современная реставрация категорически против хлопкового холста, а также смесовых холстов из льна и хлопка, поскольку эти вида ткани обладают принципиально различными физическими-химическими характеристиками. Однако желание постоянно сэкономить заставляет художников прибегать к разного рода компромиссам. К тому же есть немалая часть художников, которые просто не любят писать на льне из-за его фактуры и предпочитают гладкую бумажную фактуру хлопка.
Еще в 80-х годах прошлого века текстильные производители установили, что лен и хлопок ведут себя в паре друг с другом нелинейно и как только в льняную нить добавляют хлопковую нить, такая смесовая ткань приобретает все недостатки хлопка. Долгое время считалось, что наиболее оптимальная пропорция соотношения льна и хлопка в холсте составляет минимум 60%, однако это заблуждение было развеяно серией реставраций работ современников начала 2000-х годов, написанных на такого родах смесовых холстах. Оказалось, что вне зависимости от % содержания в холсте льна, если в нем присутствует хлопок, то холст практически ничем по своим свойствам и долговечности не отличался от холста из 100% хлопка.
Подчёркиваю: ЛЮБОЙ смесовой холст – это всегда неоднородный холст, который существенно уступает прочности холсту из 100% льна такого же уровня качества. Более того, лен и хлопок по разному реагируют на влажность. Смесовые холсты больше «гуляют» и «трещат по швам» из-за разных натяжений нити, что может привести к порче красочного слоя картины. Серьёзные произведения на смесовых холстах лучше не писать. Берегите свою репутацию! Не зря изначально смесовой холст на основе льна и хлопка предусматривался только для студентов и уже потом он незаметно распространился на художников-любителей. Шло время, а вместе с ним все как-то «забыли» об первоначальном предназначении смесовых холстов. Нужно об этом помнить всегда!
Так как же быть?
Возможной альтернативой смесовому холста из льна и хлопка является котолен, однако даже котолен существенно уступает прочности холсту из 100% длинноволокнистого льна и практически не распространён в странах СНГ. Известный мне случай применения пряжи из котольна в изготовлении живописного холста был у Белорусского Оршанского льнокомбината в 2005-2012 годах, но дальнейшего распространения не случилось. Тем не менее, если речь именно о жестком компромиссе или, например, использования холста для этюдов и в целях обучения, то холст из котольна является лучшей заменой смесовому холсту из льна и хлопка.
Комментарии
Был у нас в худвузе такой стишок: неважно какой холст лучшее: лен или хлопок, хлопок или лен — на красках ты итак будешь разорен.
Михаил, ваша статья в очередной раз удивила. Видела холсты из котольна и смесей хлопка и льна? На вид они очень похоже. Как узнать, что смесь, а что котолен?
На взгляд сложно определить. Холст из котольна всегда плотнее смесового холста из льна и хлопка. Выясняйте также у производителя (не продавца). Продавцы могут не знать, а производитель всегда знает свой материал. Большего, к сожалению, посоветовать не могу.
Вот это правильно. Я всегда уточняю состав тканей только на фабрике. Продавцы реально не знают, что продают. Даже в магазинах тканей часто с этим сталкиваюсь.
Котолен всегда плотнее и тяжелей любой льняной смеси, поскольку котолён и есть переработанный лен. Котолён — замечательный материал, мне очень нравится.
Михаил, я как любитель смесовых полотен могу сказать, что одни и те же смеси у разных продавцов сильно отличатся, как по цвету так и по фактуре. У меня есть подозрения, что реальное количество льна и хлопка у всех разное.
Как я уж писал выше, процентное соотношение льна и хлопка принципиальной роли не играет. Если в холсте есть хлопок, то не важно, сколько в нем льна.
Вы скорее всего, как и я раньше, любитель китайщины и всего китайского на алиэкспресс. Там могут намешать все что угодно. Будьте готовы к сюрпризам.
Михаил, я конечно покупаю холсты из 100% длинноволокнистого льна и только итальянские. Все как полагается. Но столкнулась с такой ситуацией. Первый раз я взяла рулон льняного холста он был серым. Прошел год. Я купила новый рулон этого же вида холста, но он оказался более белым. Я испугалась. Может быть такое, что там намешали хлопок?
Цвет льна может меняться от серого (серо-зеленого) к более белому. Это нормально.
Если в покупаете холсты итальянских производителей, то можете быть спокойны вдвойне. С европейскими производителями работаю большую часть жизни. Еще ни разу они не обманывали про состав своих холстов.
Сама постановка вопроса лен или хлопок насчет холста уже неправильна. Это как сравнивать мягкое с кислым. А никто смесями и не пользуется! Ну в смысле из профессионалов. Однако то, что холст с низким содержанием льна практически не отличается от хлопкового — это для меня удивительная новость! Про котолен услышал впервые! Никогда его не видел в магазинах.
Да, это, увы, так. Котолён в странах СНГ практически не распространён. Надеюсь, в будущем ситуация изменится.
Спасибо, будем знать! Про котолен тоже слышу впервые. Если выбирать между хлопком и льном, то конечно я выберу льняной холст.
Михаил, выражаю благодарность за интересные материалы. Как профессиональный художник, член союза художников и преподаватель ИЗО могу озвучить следующий приговор: как показывает практика, большинство художников всех мастей покупают холсты из смеси льна и даже не думают о его реальном количестве. Все наивно полагают, что если в описании холста присутствует слово «лен», то этого уже достаточно. Считаю, что такую тенденцию уже не перебороть. Все слишком запущено.
Это уж точно. Я про запущенность.
Раньше действительно не придавал этому значения составу холстов. Покупал с незначительной примесью хлопка и думал, что «сойдет». Но что поделать, был молод и глуп. Времени столько прошло. Сейчас смотрю на состав с лупой!
Читаю я этот блог и мозги приходят в тупик. Хлопковые холсты — плохо, отечественные холсты из льна — еще хуже. Смесовые холсты — тоже не очень хорошо. Остается только европейский лен, но дорогой. Повеситься что ли!
Берите холсты из котольна. Сказано же. Но по-умному надо уметь покупать европейский длинный лен там, где он не такой дорогой. Подсказка: в сетевых магазинах можете не искать. Пользуйтесь Яндексом, Гуглом и форумами художников. Уверяю вас, всего полчаса разовых затрат времени и вы научитесь «доставать» холсты из Европы за полцены.
Лен или хлопок содержится в холсте еще также зависит от производителя. Не покупайте смеси вообще, особенно китайские! Уважайте себя, друзья! Лучше взять лен даже какого-нибудь среднего качества (не российского конечно), но только не смеси. Советую брать холсты в рулонах оптом. Так дешевле и надолго хватит.
Уважаемые коллеги! В холсте должен быть только лен и никакого хлопка. Полностью соглашусь с автором и большинством.
Если в холсте больше хлопка, то он быстрее распадается! Да и вообще, чем больше в холсте хлопковой нити, тем быстрее он разлагается от времени. Я вам отвечаю — буквально разлагается от воздуха! Он превращается в пыль буквально.
ЗАПОМНИТЕ! Если вы хотите иметь максимально долговечный холст и не тратить за время и нервы на всякие пропорции хлопка-льна и гадания, берите только холст из 100% льна. Это гарантия качества.
Дополню! Не просто абы какой холст из 100% льна типа российского, а только качественный европейский холст из 100% льна, поскольку, как писал Михаил ранее, российский холст из льняного очеса (отходов) ничем не лучше смесовых холстов.
Да конечно. Я читал статью про наши российские холсты. Также полностью с ней согласен.
Уважаемый Михаил. Вы написали про смеси льна с хлопком, а что скажите про другие смеси, например хлопка и полиэстера?
Это тема отдельного материала, но если кратно: холст из смеси хлопка и полиэстера – еще хуже.
У смеси есть только одно неоспоримое достоинство – она все же лучше нашего дырявого репинского холста. Я просто так запарился с ним, что плюнул и стать брать смеси. Беру китайские, они чуток подороже, но как приятно писать! Они такие гладкие! Супер.
Китайские холсты категорически брать не советую. Никакие! Хлопковые или смесовые — не важно. Там черт ногу сломит с ихнем грунтом. Никогда не узнаешь, какие цвета у тебя останутся в итоге.
Да мне, честно сказать, все равно. Мне нравится и все.
Доброго живописного утра. Про китайские холсты вполне соглашусь. С сохранностью цветопередачи у них беда. Поэтому пишу на нашем подольском, иногда разоряюсь на арт реалистик. Холсты полностью устраивают. Не вижу смысла морочить голову с другими.
Рекомендую ознакомиться со статьей Михаила про российский холсты. Там будет и про подольский холст, и про арт-реалистик, и про всё остальные.
Холсты с хлопком — это всегда компромисс с совестью. Мне так всегда говорил мой преподаватель живописи, за что ему отдельное спасибо!
Холст из котольна покупал и не раз. На вид примерно тоже самое, что и смесь льна и хлопка. Честно сказать, сколько не покупал смеси ни разу не видел холсты со льном меньше 60%. Вот больше вижу постоянно, и 75 даже 85%, но меньше 60 не видел. Живу в Питере.
Глупость все это, обманка. Мало ли что там на этикетках понаписано. Сами посудите, какой смысл в льняной холст добавлять 10-20% хлопка, чтобы его испоганить? Если добавлять в целях удешевления, то минимум 50%. Если холст смесовой, то там минимум половины хлопка.
Эх, «москвичи». Питер — это практически Москва. Живу… даже не буду говорить где. В глубокой глубинке. У нас холсты с содержанием льна и хлопка 50/50 — это практически норма. Нитки из котольна продаются, но не самой же холст его него ткать.
Аналогично. Живу в алтайском крае ))) Из котольна только шпагат льняной продается)
Сибирь матушка. Холст с 50% и даже 40% льном в магазинах вижу часто. «Федеральный центр» явно зажрался.
Михаил, доброго времени. Спасибо вам за сайт. А вот такой вопрос: Вы писали про необходимую или достаточную плотность льняных холстов. А какая плотность должна быть у котольна? Еще раз спасибо, но уже заранее!
Отдельного стандарта достаточной плотности для холстов из котольна не существует, поскольку котолен считается льном. Если вы покупаете холст из котольна, то там с плотностью должно быть нормально. Не беспокойтесь.
Спасибо за ответ!
Как бывший технолог ныне сто раз обанкротившийся ивановского текстиля и как действующий художник-босяк подтверждаю написанное! Любое добавление в лен хлопковой ткани приводит к сильному ухудшению прочности самой итоговой ткани! Холстами мы никогда не занимались, а занимались одеждой, но сама суть такая же.
Котолен применяется при изготовлении тканной упаковки и спецодежды. Хороший прочный материал, я считаю.
А вот на чем я рисую, говорить не буду. А то застыдите!
Михаил, в вашей статье только часть правды. Я сама преподаватель в детской школе живописи, а вот мама как раз тоже реставратор. Холсты с хлопком действительно, как правило, хуже холстов из льна, но далеко не всегда!
Лен тоже разный по составу бывает. Бывает такой лен, что он намного хуже, хлопка. Весь ломкий и редкий. Такие «льняные» холсты живут даже меньше многих добротных смесовых холстов с хлопком!
Вообще-то в статье про отечественные холсты, я как раз об этом и пишу. Точнее, не только об этом, но и об этом в том числе.
Ой, извините, я не заметила. Прощу прощения.
То, что автор тут выдал за «открытое» чудо котольна было известно давно. Котолён — это дополнительно обработанный лен. Его конечно нельзя считать хлопком, но и льном полноценным тоже. Вареная морковка отличается от сырой. Тоже и котолен от льна.
Еще советские производители текстиля пытались максимально уменьшить ломкость отечественного льна, который был еще и очень капризным в ткачестве. При этом, они не хотели уменьшать износостойкость льна. Они стали обрабатывать лен, так и появился котолен.
Я все же реставратор, а не технолог легкой промышленности. Я не обязан знать особенности текстильного производства отдельных видов тканей и придираться к таким мелочам считаю нецелесообразным.
Холст должен быть только лен. Лен не только лучше хлопка, он абсолютно лучше. Не советую вообще брать хлопок. Хлопок намного хуже льна переносит влажность и перепады температуры. Он также очень быстро разлагается от связующего краски. Маслом вы рисуете или акрилом — вообще без разницы.
Товарищи, если вы занимаетесь живописью профессионально, не вздумайте брать хлопок и любые смеси с хлопком. Какая разница сколько в них хлопка? Хлопок – это бумага. Холст для живописи лучше лен. Покупайте только его и точка.
И все же смеси действительно разные бывают. В своё время накупил много по дешевке. Какие-то картины уже посерели, а какие-то прекрасно выглядят. И все смеси льна с хлопком! Все же как не крути от содержания хлопка тоже много что зависит, просто не думал, что так много!
Доброго времени всем. Спасибо Михаилу за интересную информацию. Подскажите, что лучше выбрать репинский холст или котолен?
Сразу говорю, я читал про отечественные холсты, но все же.
Об этом я уже писал в статье про отечественные холсты. Безусловно, я бы выбрал котолен, он хотя бы плотнее.
Спасибо. Я тоже к этому склонялся.
Если вы занимаетесь живописью профессионально берите только лен. Лен – это самый качественный материал для масла.
Вам же тут неоднократно говорят. Лен тоже бывает разный! Льняной очес лишь незначительно превосходит по своей прочности холсты из хлопка.
Бесполезный спор, на мой взгляд. Наша живопись не живет больше 50 лет в принципе, ты хоть ее на мраморе рисуй.
Рисовать на хлопке — все равно что рисовать на туалетной бумаге. Материал по сути один и тот же. Студентам еще прокатит и домохозяйкам тоже. Я даже не знаю, для кого придумали эти смеси. Лишь бы денег заработать.
Вы же сами и ответили на своей вопрос: для домохозяек и студентов.
Здравствуйте, Михаил!
Нашёл много интересного на вашем блоге, спасибо. Хотелось бы узнать ваше мнение о синтетических холстах из полиэстера. Насколько они долговечны? Как отразится такая основа на солидности и цене картин?
На сегодняшний день известно только одно: холст из синтетики (полиэстера) по своей стабильности (устойчивости структуры нити к распаду во времени) превосходит холст из хлопка. А вот касательно сравнения со льном вопрос пока отрыт.
Холст из льна (но только соответствующего качества, проклейки и грунта) пока считается самым долговечным материалом, но, прошу заметить, с точки зрения практической эксплуатации! У синтетического холста еще нет соответствующего временного опыта эксплуатации. Его может показать только время.
Касательно солидности и прочего: пока ценится только лен.
Как бороться со складкой/сгибом на репинском и белорусском холсте. Нужно натянуть холст 2×2, хотели пропарить утюгом или смочить, подсушить и прогладить. Только таким способом лен вряд ли расправится, а вот усадку даст наверное. Дело срочное, нигде не могу найти подсказку. Помогите, пожалуйста.
Я уже приводил рекомендации по выпрямлению мятого холста. Других рецептов не существует.
Как это больно все читать, но слишком поздно приехали врачи. 40 лет живописи прошло на хлопке. Со многим конечно согласен, но я принимал это как «неизбежность», а теперь понимаю, что многих проблем можно было избежать.
Мое мнение такое: любая ткань (даже лен) с ЛЮБЫМ содержанием хлопка будет БОЛЬШЕ подвержена перепадам влажности, поскольку хлопок больше впитывает и испаряет влагу. На практике это означает, что если картина будет находиться там, где эта влажность + температура меняется чаще и более выражено, то холст будет БОЛЬШЕ «двигаться», следовательно, деформироваться. Как следствие хлопок со временем буквально растворяется на глазах. Я не знаю, как это назвать, но выглядит словно его что-то разъедает. Писал на хваленой многими ивановской двунитке. Товарищи, ну что же вы натворили.
Хлопок лучше избегать совсем, навязали его художникам явно коммерсанты и провокаторы.