Смесовой холст из льна и хлопка – НЕТ, только КОТОЛЕН!

Скажу сразу, современная реставрация категорически против хлопкового холста, а также смесовых холстов из льна и хлопка, поскольку эти вида ткани обладают принципиально различными физическими-химическими характеристиками. Однако желание постоянно сэкономить заставляет художников прибегать к разного рода компромиссам. К тому же есть немалая часть художников, которые просто не любят писать на льне из-за его фактуры и предпочитают гладкую бумажную фактуру хлопка.

Еще в 80-х годах прошлого века текстильные производители установили, что лен и хлопок ведут себя в паре друг с другом нелинейно и как только в льняную нить добавляют хлопковую нить, такая смесовая ткань приобретает все недостатки хлопка. Долгое время считалось, что наиболее оптимальная пропорция соотношения льна и хлопка в холсте составляет минимум 60%, однако это заблуждение было развеяно серией реставраций работ современников начала 2000-х годов, написанных на такого родах смесовых холстах. Оказалось, что вне зависимости от % содержания в холсте льна, если в нем присутствует хлопок, то холст практически ничем по своим свойствам и долговечности не отличался от холста из 100% хлопка.

Подчёркиваю: ЛЮБОЙ смесовой холст – это всегда неоднородный холст, который существенно уступает прочности холсту из 100% льна такого же уровня качества. Более того, лен и хлопок по разному реагируют на влажность. Смесовые холсты больше «гуляют» и «трещат по швам» из-за разных натяжений нити, что может привести к порче красочного слоя картины. Серьёзные произведения на смесовых холстах лучше не писать. Берегите свою репутацию! Не зря изначально смесовой холст на основе льна и хлопка предусматривался только для студентов и уже потом он незаметно распространился на художников-любителей. Шло время, а вместе с ним все как-то  «забыли» об первоначальном предназначении смесовых холстов. Нужно об этом помнить всегда!

Так как же быть?

Возможной альтернативой смесовому холста из льна и хлопка является котолен, однако даже котолен существенно уступает прочности холсту из 100% длинноволокнистого льна и практически не распространён в странах СНГ. Известный мне случай применения пряжи из котольна в изготовлении живописного холста был у Белорусского Оршанского льнокомбината в 2005-2012 годах, но дальнейшего распространения не случилось. Тем не менее, если речь именно о жестком компромиссе или, например, использования холста для этюдов и в целях обучения, то холст из котольна является лучшей заменой смесовому холсту из льна и хлопка.

Комментарии

Дина Калинкина Дина Калинкина:

Михаил, ваша статья в очередной раз удивила. Видела холсты из котольна и смесей хлопка и льна? На вид они очень похоже. Как узнать, что смесь, а что котолен?

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

На взгляд сложно определить. Холст из котольна всегда плотнее смесового холста из льна и хлопка. Выясняйте также у производителя (не продавца). Продавцы могут не знать, а производитель всегда знает свой материал. Большего, к сожалению, посоветовать не могу.

Аватар Ирина Зенюк:

Вот это правильно. Я всегда уточняю состав тканей только на фабрике. Продавцы реально не знают, что продают. Даже в магазинах тканей часто с этим сталкиваюсь.
Котолен всегда плотнее и тяжелей любой льняной смеси, поскольку котолён и есть переработанный лен. Котолён — замечательный материал, мне очень нравится.

Алексей Чернигин Алексей Чернигин:

Михаил, я как любитель смесовых полотен могу сказать, что одни и те же смеси у разных продавцов сильно отличатся, как по цвету так и по фактуре. У меня есть подозрения, что реальное количество льна и хлопка у всех разное.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Как я уж писал выше, процентное соотношение льна и хлопка принципиальной роли не играет. Если в холсте есть хлопок, то не важно, сколько в нем льна.

Дмитрий Севрюков Дмитрий Севрюков:

Вы скорее всего, как и я раньше, любитель китайщины и всего китайского на алиэкспресс. Там могут намешать все что угодно. Будьте готовы к сюрпризам.

Анна Бочарова Анна Бочарова:

Михаил, я конечно покупаю холсты из 100% длинноволокнистого льна и только итальянские. Все как полагается. Но столкнулась с такой ситуацией. Первый раз я взяла рулон льняного холста он был серым. Прошел год. Я купила новый рулон этого же вида холста, но он оказался более белым. Я испугалась. Может быть такое, что там намешали хлопок?

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Цвет льна может меняться от серого (серо-зеленого) к более белому. Это нормально.
Если в покупаете холсты итальянских производителей, то можете быть спокойны вдвойне. С европейскими производителями работаю большую часть жизни. Еще ни разу они не обманывали про состав своих холстов.

Сергей Демиденко Сергей Демиденко:

Никто смесями и не пользуется! Ну в смысле из профессионалов. Однако то, что холст с низким содержанием льна практически не отличается от хлопкового — это для меня удивительная новость! Про котолен услышал впервые! Никогда его не видел в магазинах.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Да, это, увы, так. Котолён в странах СНГ практически не распространён. Надеюсь, в будущем ситуация изменится.

Виктория Харченко Виктория Харченко:

Спасибо, будем знать! Про котолен тоже слышу впервые.

Аватар Елена Бауман:

Михаил, выражаю благодарность за интересные материалы. Как профессиональный художник, член союза художников и преподаватель ИЗО могу озвучить следующий приговор: как показывает практика, большинство художников всех мастей покупают холсты из смеси льна и даже не думают о его реальном количестве. Все наивно полагают, что если в описании холста присутствует слово «лен», то этого уже достаточно. Считаю, что такую тенденцию уже не перебороть. Все слишком запущено.

Александр Стародубов Александр Стародубов:

Это уж точно. Я про запущенность.

Владимир Кириллов Владимир Кириллов:

Раньше действительно не придавал этому значения составу холстов. Покупал с незначительной примесью хлопка и думал, что «сойдет». Но что поделать, был молод и глуп. Времени столько прошло. Сейчас смотрю на состав с лупой!

Аватар Алексей Яковлев:

Читаю я этот блог и мозги приходят в тупик. Хлопковые холсты — плохо, отечественные холсты из льна — еще хуже. Смесовые холсты — тоже не очень хорошо. Остается только европейский лен, но дорогой. Повеситься что ли!

Роман Биляев Роман Биляев:

Берите холсты из котольна. Сказано же. Но по-умному надо уметь покупать европейский длинный лен там, где он не такой дорогой. Подсказка: в сетевых магазинах можете не искать. Пользуйтесь Яндексом, Гуглом и форумами художников. Уверяю вас, всего полчаса разовых затрат времени и вы научитесь «доставать» холсты из Европы за полцены.

Андрей Чернышев Андрей Чернышев:

Не покупайте смеси вообще, особенно китайские! Уважайте себя, друзья! Лучше взять лен даже какого-нибудь среднего качества (не российского конечно), но только не смеси. Советую брать холсты в рулонах оптом. Так дешевле и надолго хватит.

Аватар Игорь Семенихин:

Уважаемые коллеги! Полностью соглашусь с автором и большинством.
Если в холсте больше хлопка, то он быстрее распадается! Да и вообще, чем больше в холсте хлопковой нити, тем быстрее он разлагается от времени. Я вам отвечаю — буквально разлагается от воздуха! Он превращается в пыль буквально.
ЗАПОМНИТЕ! Если вы хотите иметь максимально долговечный холст и не тратить за время и нервы на всякие пропорции хлопка-льна и гадания, берите только холст из 100% льна. Это гарантия качества.

Виктор Лукьянов Виктор Лукьянов:

Дополню! Не просто абы какой холст из 100% льна типа российского, а только качественный европейский холст из 100% льна, поскольку, как писал Михаил ранее, российский холст из льняного очеса (отходов) ничем не лучше смесовых холстов.

Аватар Игорь Семенихин:

Да конечно. Я читал статью про наши российские холсты. Также полностью с ней согласен.

Виктория Смирова Виктория Смирова:

Уважаемый Михаил. Вы написали про смеси льна с хлопком, а что скажите про другие смеси, например хлопка и полиэстера?

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Это тема отдельного материала, но если кратно: холст из смеси хлопка и полиэстера – еще хуже.

Виталий Масаров Виталий Масаров:

У смеси есть только одно неоспоримое достоинство – она все же лучше нашего дырявого репинского холста. Я просто так запарился с ним, что плюнул и стать брать смеси. Беру китайские, они чуток подороже, но как приятно писать! Они такие гладкие! Супер.

Андрей Шишкин Андрей Шишкин:

Китайские холсты категорически брать не советую. Никакие! Хлопковые или смесовые — не важно. Там черт ногу сломит с ихнем грунтом. Никогда не узнаешь, какие цвета у тебя останутся в итоге.

Виталий Масаров Виталий Масаров:

Да мне, честно сказать, все равно. Мне нравится и все.

Аватар Сергей Басов:

Доброго живописного утра. Про китайские холсты вполне соглашусь. С сохранностью цветопередачи у них беда. Поэтому пишу на нашем подольском, иногда разоряюсь на арт реалистик. Холсты полностью устраивают. Не вижу смысла морочить голову с другими.

Алексей Савченко Алексей Савченко:

Рекомендую ознакомиться со статьей Михаила про российский холсты. Там будет и про подольский холст, и про арт-реалистик, и про всё остальные.

Зинаида Ведешина Зинаида Ведешина:

Холсты с хлопком — это всегда компромисс с совестью. Мне так всегда говорил мой преподаватель живописи, за что ему отдельное спасибо!

Вячеслав Курсеев Вячеслав Курсеев:

Холст из котольна покупал и не раз. На вид примерно тоже самое, что и смесь льна и хлопка. Честно сказать, сколько не покупал смеси ни разу не видел холсты со льном меньше 60%. Вот больше вижу постоянно, и 75 даже 85%, но меньше 60 не видел. Живу в Питере.

Аватар Петр Тютрин:

Глупость все это, обманка. Мало ли что там на этикетках понаписано. Сами посудите, какой смысл в льняной холст добавлять 10-20% хлопка, чтобы его испоганить? Если добавлять в целях удешевления, то минимум 50%. Если холст смесовой, то там минимум половины хлопка.

Аватар Анна Савельева:

Эх, «москвичи». Питер — это практически Москва. Живу… даже не буду говорить где. В глубокой глубинке. У нас холсты с содержанием льна и хлопка 50/50 — это практически норма. Нитки из котольна продаются, но не самой же холст его него ткать.

Елена Гагарина Елена Гагарина:

Аналогично. Живу в алтайском крае ))) Из котольна только шпагат льняной продается)

Владимир Пасичник Владимир Пасичник:

Сибирь матушка. Холст с 50% и даже 40% льном в магазинах вижу часто. «Федеральный центр» явно зажрался.

Аватар Надежда Соколова:

Михаил, доброго времени. Спасибо вам за сайт. А вот такой вопрос: Вы писали про необходимую или достаточную плотность льняных холстов. А какая плотность должна быть у котольна? Еще раз спасибо, но уже заранее!

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Отдельного стандарта достаточной плотности для холстов из котольна не существует, поскольку котолен считается льном. Если вы покупаете холст из котольна, то там с плотностью должно быть нормально. Не беспокойтесь.

Аватар Надежда Соколова:

Спасибо за ответ!

Александр Шевелёв Александр Шевелёв:

Как бывший технолог ныне сто раз обанкротившийся ивановского текстиля и как действующий художник-босяк подтверждаю написанное! Любое добавление в лен хлопковой ткани приводит к сильному ухудшению прочности самой итоговой ткани! Холстами мы никогда не занимались, а занимались одеждой, но сама суть такая же.
Котолен применяется при изготовлении тканной упаковки и спецодежды. Хороший прочный материал, я считаю.
А вот на чем я рисую, говорить не буду. А то застыдите!

Аватар Ольга Василевская:

Михаил, в вашей статье только часть правды. Я сама преподаватель в детской школе живописи, а вот мама как раз тоже реставратор. Холсты с хлопком действительно, как правило, хуже холстов из льна, но далеко не всегда!
Лен тоже разный по составу бывает. Бывает такой лен, что он намного хуже, хлопка. Весь ломкий и редкий. Такие «льняные» холсты живут даже меньше многих добротных смесовых холстов с хлопком!

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Вообще-то в статье про отечественные холсты, я как раз об этом и пишу. Точнее, не только об этом, но и об этом в том числе.

Аватар Ольга Василевская:

Ой, извините, я не заметила. Прощу прощения.

Аватар Руслан Тарасов:

То, что автор тут выдал за «открытое» чудо котольна было известно давно. Котолён — это дополнительно обработанный лен.
Еще советские производители текстиля пытались максимально уменьшить ломкость отечественного льна, который был еще и очень капризным в ткачестве. При этом, они не хотели уменьшать износостойкость льна. Они стали обрабатывать лен, так и появился котолен.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Я все же реставратор, а не технолог легкой промышленности. Я не обязан знать особенности текстильного производства отдельных видов тканей и придираться к таким мелочам считаю нецелесообразным.

Вячеслав Таранов Вячеслав Таранов:

Не советую вообще брать хлопок. Хлопок намного хуже льна переносит влажность и перепады температуры. Он также очень быстро разлагается от связующего краски. Маслом вы рисуете или акрилом — вообще без разницы.

Андрей Косторин Андрей Косторин:

Товарищи, если вы занимаетесь живописью профессионально, не вздумайте брать смеси. Какая разница сколько в них хлопка? Хлопок – это же бумага. Только лен покупайте и точка.

Андрей Миронов Андрей Миронов:

И все же смеси действительно разные бывают. В своё время накупил много по дешевке. Какие-то картины уже посерели, а какие-то прекрасно выглядят. И все смеси льна с хлопком! Все же как не крути от содержания хлопка тоже много что зависит, просто не думал, что так много!

Аватар Алексей Белых:

Доброго времени всем. Спасибо Михаилу за интересную информацию. Подскажите, что лучше выбрать репинский холст или котолен?
Сразу говорю, я читал про отечественные холсты, но все же.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Об этом я уже писал в статье про отечественные холсты. Безусловно, я бы выбрал котолен, он хотя бы плотнее.

Аватар Алексей Белых:

Спасибо. Я тоже к этому склонялся.

Аватар Алексей Чиняев:

Если вы занимаетесь живописью профессионально берите только лен. Лен – это самый качественный материал для масла.

Эдуард Панов Эдуард Панов:

Вам же тут неоднократно говорят. Лен тоже бывает разный! Льняной очес лишь незначительно превосходит по своей прочности холсты из хлопка.

Аватар Алексей Чиняев:

Бесполезный спор, на мой взгляд. Наша живопись не живет больше 50 лет в принципе, ты хоть ее на мраморе рисуй.

Вячеслав Курсеев Вячеслав Курсеев:

Рисовать на хлопке — все равно что рисовать на туалетной бумаге. Материал по сути один и тот же. Студентам еще прокатит и домохозяйкам тоже. Я даже не знаю, для кого придумали эти смеси. Лишь бы денег заработать.

Рамиль Гаппасов Рамиль Гаппасов:

Вы же сами и ответили на своей вопрос: для домохозяек и студентов.

Аватар Игорь Иванов:

Здравствуйте, Михаил!

Нашёл много интересного на вашем блоге, спасибо. Хотелось бы узнать ваше мнение о синтетических холстах из полиэстера. Насколько они долговечны? Как отразится такая основа на солидности и цене картин?

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

На сегодняшний день известно только одно: холст из синтетики (полиэстера) по своей стабильности (устойчивости структуры нити к распаду во времени) превосходит холст из хлопка. А вот касательно сравнения со льном вопрос пока отрыт.
Холст из льна (но только соответствующего качества, проклейки и грунта) пока считается самым долговечным материалом, но, прошу заметить, с точки зрения практической эксплуатации! У синтетического холста еще нет соответствующего временного опыта эксплуатации. Его может показать только время.
Касательно солидности и прочего: пока ценится только лен.

Аватар София Ительман:

Как бороться со складкой/сгибом на репинском и белорусском холсте. Нужно натянуть холст 2×2, хотели пропарить утюгом или смочить, подсушить и прогладить. Только таким способом лен вряд ли расправится, а вот усадку даст наверное. Дело срочное, нигде не могу найти подсказку. Помогите, пожалуйста.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Я уже приводил рекомендации по выпрямлению мятого холста. Других рецептов не существует.

Аватар Анатолий Шляхов:

Как это больно все читать, но слишком поздно приехали врачи. 40 лет живописи прошло на хлопке. Со многим конечно согласен, но я принимал это как «неизбежность», а теперь понимаю, что многих проблем можно было избежать.
Мое мнение такое: любая ткань (даже лен) с ЛЮБЫМ содержанием хлопка будет БОЛЬШЕ подвержена перепадам влажности, поскольку хлопок больше впитывает и испаряет влагу. На практике это означает, что если картина будет находиться там, где эта влажность + температура меняется чаще и более выражено, то холст будет БОЛЬШЕ «двигаться», следовательно, деформироваться. Как следствие хлопок со временем буквально растворяется на глазах. Я не знаю, как это назвать, но выглядит словно его что-то разъедает. Писал на хваленой многими ивановской двунитке. Товарищи, ну что же вы натворили.
Хлопок лучше избегать совсем, навязали его художникам явно коммерсанты и провокаторы.

Оставить комментарий

Популярные записи блога