Следует поставить своеобразную точку в практически вековом споре о лучшем художественном грунте для масляной, темперной и акриловой живописи. Безусловно, как поняли многие читатели, это акриловый грунт. Но не просто акриловый грунт, а титано-акриловый грунт, поскольку между этими видами грунта есть разница и эта разница принципиальна.
В отличии от обычногоакрилового грунта титано-акриловый грунт изготавливается ТОЛЬКО на основе очищенных титановых белил [диоксид титана TiO2] со степенью очистки 70-80% без добавления пластификаторов, сиккативов, наполнителей и предназначен ТОЛЬКО для художественных красок, в т.ч. содержащих натуральные пигменты.
Обычный акриловый грунт содержит цинковые белила [оксид цинка ZnO] и/или мел [карбонат кальция CaCO3], а также часто содержит сиккативы – соли кобальта, свинца, марганца, необходимые для правильного отвердевания строительных (хозяйственных) красок. Однако для художественных красок, отличающихся принципиально другим составом, данные компоненты оказывают негативное влияние – нарушению адгезии и полимеризации масла, пожелтению и жухлости красочного слоя и т.д.
К сожалению, практически весь так называемый «акриловый грунт для живописи и художественных работ», производимый в России, в действительности изготавливается из обычного акрилового грунта для строительных работ со всеми сопутствующими негативными последствиями. Именно использование «псевдохудожественных» акриловых грунтов российского и китайского производства породило большинство мифов о непригодности акрила в масляной живописи. Однако «правильный», то есть титано-акриловый грунт применяется в Европе с 70-х годов XX века и является золотым стандартом грунта для художественных работ в масляной живописи.
Титано-акриловый грунт был разработан итальянскими производителями грунтованных холстов в середине 70-х годов XX века. В начале XXI века европейские производители художественных материалов (Maimeri, Schmincke и т.д.) стали производить и продавать титано-акриловый грунт в жидкой форме уже для самостоятельного грунтования художниками. Однако наиболее качественный титано-акриловый грунт остается у европейских производителей грунтованных холстов, поскольку у фабричного титано-акрилового грунта практически отсутствует жидкая форма (это очень важно).
Фабричный титано-акриловый грунт может также называться «universal primed» или «универсальный грунт», поскольку он подходит для большинства художественных красок (масло, акрил, темпера), а отдельные его виды подходят для гуаши и акварели. Высокое качество и стабильность титано-акрилового грунта также достигается за счет технологии его нанесения – титано-акриловый грунт накладывается на холст в 4-7 слоев, строго тонкими слоями через определенный интервал времени и обязательной естественной просушкой каждого слоя.
Грунтование китайских холстов выполняется в один толстый слой с просушкой горячим воздухом. Такая технология существенно дешевле, а поскольку живопись не является основным предназначением китайских холстов, то вопрос обеспечения долговечности такого покрытия изначально не стоит.
Титано-акриловый грунт – это самый лучший на сегодняшний день художественный грунт для живописи, который превосходит все остальные виды грунтов, в том числе других грунтов на основе акрила. Единственное, при работе с таким грунтом, как и при работе с любым акриловым грунтом в принципе не рекомендуется использовать на подготовительных этапах живописи разбавители с содержанием лака, например, всем известный «Тройник». Добавление подобного разбавителя непосредственно на поверхность грунта может привести к созданию так называемого «эффекта клеёнки». Поэтому необходимо использовать разбавители преимущественно на основе натуральных масел.
Михаил, вообще если по большому и честному счету, то большинство российских художников вас не поймет! У нас львиная половина пишет на эмульсионном грунте, за который они вцепились благодаря классической школе Киплика и не выпускают эту библию из рук!
Реставрация картины при жизни художника – это конечно худший позор, который только можно было себе представить! Я бы на месте таких горе-художников пытался бы устранить свои дефекты сам. И зачем, они несут их вам…
Вы правы! Все так и есть! Россия, как страна-пылесос по сбору, хранению и почитанию всего консервативного и старого до сих пор держится за эмульсионный грунт. Мне, например, сложно это понять. Его продолжают рекомендовать во многих профильных школах, училищах и институтах. Эмульсионный грунт среди представителей так называемой советско-российской школы превратился в некий культ. За него зацепились и держатся, как за некую святыню без достаточных на то научных доводов.
Чуть ли не единственным аргументом представителей «эмульсионного культа» является тезис: «Его рекомендуют (а точнее рекомендовали) практически известные и признанные эксперты в живописи». Конечно они его рекомендовали, потому что в их время использование акрила в живописи распространено не было! Все исследования этих экспертов были сосредоточены только вокруг поисков рецепта «идеального эмульсионного грунта» и работы у них, следует добавить, было очень много, поскольку этих рецептов бесконечное множество.
Даже в наши дни в некоторых кулуарах консервативных экспертных остатков изобретаются новые и новые рецепты эмульсионного грунта, последние из которых предусматривают добавление не только клея ПВА, но даже самого акрила!
И прием этом мракобесии никто не хочет замечать, что холсты с эмульсионным грунтом производят только российские производители! Нигде в мире (ни в Европе ни в США) они более не производятся!
Акриловый грунт со временем становится хрупким и легко ломается через 50 лет. Эмульсионные грунты, особенно приготовленные на старой олифе сохраняют эластичность и прочность. При этом, связь эмульсионного грунта и красочного слоя значительно крепче за счёт добавления мела.
Вы наверное провокатор? Вам хором талдычать о вреде масел в грунте, (олифа классическое вареное масло), а вы снова песню старых художественных маразматиков заводите.
К тому же акриловые грунт поэтому и стал таким популярным, что он как раз и сохраняет эластичность в отличии от того же эмульсионного!
Акриловый грунт и отличается от остальных видов художественных грунтов тем, что обладает стабильной эластичностью в течении длительного времени. Стабильность измеряется веками. Акрил стабилен даже при попадании прямого солнечного света и активно не выгорает на солнце в отличии от пластиков (полимеров). Эмульсионные (полумасленые и клеево-масляные) грунты, особенно на основе любых видов олифы, не просто становится хрупкими, но и меняют цвет, следовательно, меняют остальной цветовой тон живописи.
И вообще, применение олифы при грунтовке холста является грубым нарушении техники в современных реалиях.
Если у нас художника учить не кому, то будут учить магазины. А если по делу: большинство российских грунтованных холстов – это холсты как раз на эмульсионном грунте. Так что…
Приятно читать мысли единомышленников. Лично мне с эмульсионным грунтом лично было все ясно еще давно. Уж слишком он нестабилен…
Михаил, а как вы относитесь к клеевому и масляному грунту? Думаю, что для масляной живописи тот же масляный грунт не должен быть плохим.
Тоже не очень хорошо. Почитайте мой блог и поймете причину. Но, скажем так, если говорить о европейском стандарте масляного грунта (oil primed), то он считается еще приемлемым. Но, сразу говорю, я ни разу с ним не сталкивался! Он популярен (относительно) на западе. Я лишь общался с коллегами реставраторами.
НО! В начале нулевых известный английский производитель масляных и акриловых красок Винзор и Ньютон (Winsor & Newton) выпустил достаточно обширный материал, где тестировал универсальный титано-акриловый грунт (universal primed) и масляный грунт (oil primed). В результате было отдано предпочтение универсальному титано-акриловому грунту.
К сожалению, нет. Прошло очень много времени. К тому я же читал материал в англоязычном художественном журнале. Да у меня еще и блога тогда близко не было, поэтому не сообразил перепечатать. Но вы можете поискать в интернет. За прошедшее время тот же самый Винзор и Ньютон выпускали разные статьи по этому поводу. Этих статей было даже много.
Добавлю, что пару лет назад в Италии я ездил на фабрику Белли Арти. Немного погодя пообщался с представителями Ланифицио Прато и Генклы. Практически все говорили, что универсальный титано-акриловый грунт вытесняет масляный по популярности.
Добавлю, что и не только Винзор и Ньютон про этом писал, но и …. Да и вообще, для человека следящего за «живописной модой» превосходство акрила перед всеми остальными грунтовками не долго является новостью.
Могу рассказать об этой европейской масляной грунтовке oil primed. Действительно, она выполняется намного сложнее, чем грунтование титан-акриловым грунтом.
Основная проблема масляного грунта в том, что он имеет плохую адгезию (сцепление) из-за слишком гладкой пленки, которую создает высыхающее масло. В домашних условиях эту шероховатость художники пытаются добиться шлифовкой грунта, что категорически запрещено, поскольку портит грунт и холст! На европейских фабриках же эту шероховатость делают послойной грунтовой через специальные накладки-формы с микроскопическими пупырышками (не знаю как их еще назвать), которые эту шероховатость и обеспечивают. В общем, небо и земля по сравнению с общеизвестной нам масляной грунтовкой. Нам так не жить.
Вот же заморачиваются европейцы, но считаю такие сложности избыточными. Уже есть проверенный акрил. Зачем пытаться реанимировать забытое? В общем, нам оного не надобно.
Здравствуйте и приветствие всем! Нам действительно так не жить. Но желания связываться с какими-либо классическими грунтами теперь больше нет. Я специально после этой статьи почитал историю масляной живописи. А ведь она в принципе-то полна боли страданий и мучений художника.
Клеевой грунт стал популярен как раз из-за разочарования в масляном грунте. Затем пошло разочарование уже в нем и на сцену пришла эмульсия масла и клея. Вот теперь выяснятся, что и она не идеальна оказалась.
Возможно через сто лет и акрил окажется таким же проблемным. Но история также свидетельствует, что возврата к прежнему нет. Поэтому цепляется за эмульсионный грунт, когда уже есть акриловый не имеет смысла.
Я так понял все те, кто пишут (масляными красками) на эмульсионном, масляном или клеевом грунте так или иначе станут жертвами своей беспечности, жадности или неверия.
Благодарю за статью Михаил. Давно пользуюсь акриловым грунтом однако по правде сказать с акрилом тоже много мучений. При грунтовании раз на раз не приходится, хотя покупаю самые лучшие и дорогие грунты, вроде Сонет.
Все любители грунтовать холсты самостоятельно должны смириться с тем, что «что-то может пойти не так». Скорее всего ваша проблема заключается в конкретной акриловой дисперсии. Очень много поступает жалоб на разные акриловые грунты российского производства, в том числе на Сонет и Таир. Учтите, в этих акриловых грунтах вполне может не оказаться титановых белил вовсе.
Покупайте готовые грунтованные холсты с фабричным титан-акриловым грунтом, что тут еще можно посоветовать.
Заводскую грунтовку вы никогда сами не сделаете. Это не то, что вы взяли обычную акриловую дисперсию, добавили титановые белила, перемешали миксером и все. Там все очень сложно заморочено. Сам пытался много раз ее «скопировать». Ничего не получилось. Художественный грунт Сонет считаю одними из самых достойных российских, но и с ними были проблемы. Очень нестабильное качество.
Читаю ваши «разгромные статьи» и поражаюсь. А где доказательства? Где результаты ваших исследований и прочее? Голословно можно легко утверждать. Киплик много книг издал. Он признанный мировой авторитет, а кто извините вы? Я тоже много чего могу написать. Вы мне кажется больше провокациями занимаетесь и дешевым пиаром!
А какие вам доказательства нужны? Мои доказательства – это мой опыт, о котором я пишу в легкодоступной форме в виде легких размышлений и итоговых выводов. Я специально избегаю множества технической терминологии и прочего, чтобы обычному человеку было легко читать.
Если вы «читатель» Киплика, то прекрасно знаете, насколько его литература изобилует, мягко скажем, лишней технической информации, словно ты не художник, а ученый-химик. Тем более, чем больше букв в тексте, тем сложнее людям выцеживать действительно полезную информацию. У меня же все максимально просто.
Вы можете обратиться к любому автору подобной книги по технике живописи, которого считаете авторитетом и задать примерно следующей вопрос: «Уважаемый автор, почему на странице 80 вашей книги, в абзаце 6 утверждается то-то и то-то». А он вам ответит по-разному, но смысла его ответа будет сводится к простому тезису: «потому что я этот вопрос исследовал, поэтому собственно я и опубликовал книгу!»
Так что все тезисы в книгах, которые вы видимо считаете более убедительными, чем мои, в действительности тоже не имеют и не имели никаких «бумажных» доказательств, а были основаны лишь она опыте их авторов! Но вы вряд ли подумали бы обратится автору какой-либо книги. И знаете почему? Потому что практически все воспринимают опубликованную книгу или статью в популярной издании как некий серьёзный ДОКУМЕНТ, подтверждающий информацию в ней как данность ИСТИННОСТЬ.
Между тем, это абсолютно не так. Большинство мифов и заблуждений в нашей вопросе пришли к нам именно из книг эдаких экспертов (да я думаю это применительно не только к живописи). Но я не об этом.
Да и что вы пристали со своим Кипликом? Киплик был прав для своего времени. Возможно лучше эмульсионного грунта на тот момент действительно и не было. Но Киплик, простите, умер в блокадном Ленинграде еще в великую отечественную войну, а первые акриловые грунты стали применяться в живописи лишь 10-15 годами позже и то в США. В России акрил как художественный грунт дай бог активно применяют лет 15.
Во-во! Даже не представляете, как мне тяжело общаться с представителями так называемой классической русской школы живописи. Словно общается с представителем именно религиозной секты!
Кому-то нравится акриловый грунт, кому-то эмульсионный, а кому-то масляный. Это дело вкуса в конце концов. Пусть каждый художник пишет на чем хочет!
Проблема, как мне кажется, совсем в другом. Проблема в том, что сторонники традиционной масляного-клеевой школы обвиняют грунт из акрила только лишь по той причине, что он еще молод и не проверен временем! А мне кажется обвинять что-то только по причине его молодости, невзирая на его достоинства, это просто глупость!
Абсолютно поддерживаю. Более того, уже можно говорить, что акрил проверен временем. Много раз проводились эксперименты по химическому состариванию. Акрил всегда все испытания выдерживал.
Михаил, ваше мнение касательно акрила слишком завышено. Насколько вы можете знать (а вы должны, вы же реставратор), основная проблема акрилового грунта именно в масляной живописи в том, что масляная пленка со временем сохнет и становится ломкой, а акрил остается гибким. Поэтому при деформации холста масляный слой может просто «сойти» с холста!
Адгезия (сцепление) красочного слоя с грунтом не обратима. Если красочный слой «сходит» с грунта, то это означает плохую (недостаточную) адгезию изначально.
Также могу добавить, что с титан-акриловым грунтом, о котором я и написал в своей статье, подобных проблем также не отмечено.
Вот народ! Понаберет в голову всяких страхов, перемешает их внутри вместе мозгами и скипидаром. Если вы, допустим, пишите пастозно и плохо прослушивайте краски, то при деформации холста (я так понимаю, что под «деформацией» вы имели ввиду сворачивание полотна в рулон), ваша живопись может треснуть и отойти в любом случае. Грунт тут не причем и акрил тем более!
Данный «дефект» акрилового грунта был описан еще в 70 годах в Европе, потом он подхватился некоторой частью художников. А по факту же произошло классическое: народ в очередной раз перепутал мягкое с кислым. Удивительно, как до России добирается прежде всего самое кривое и ненужное.
Да… сильная статья! С эмульсионным грунтом конечно много мороки, но и с акрилом тоже не меньше. Он же тоже разный бывает. На какой попадешь. Мало того, что с трудом пытаешься загрунтовать дырки, так еще он и неэластичный, да плюс к этому начинает тянуть краску! По полтюбика краски уходит!
Живопись на неплотный (редких) холстах, вне зависимости от того тянущиий грунт вы применяли или нет, быстро станет ломкой и растрескается (об этом писал во многих других записях), даже если сам грунт окажется качественным эластичный и «нетянущим».
У меня тоже самое безбожно тянет. По мне так эмульсионный или акриловый грунт без разницы, оба являются нагло тянущими грунтами, причем очень даже сильно тянущими. Для меня масляная живопись превратилась в живопись золотом. Подумываю на титан-акрил перейти вообще.
Покупайте качественный европейские грунтованные холсты и не мучайтесь. Они прекрасно сбалансированы на предмет своей «тянущности».
А вообще, подразделение художественных грунтов на слаботянущий среднетянущий и сильнотянущий грунты очень условно и придумано больше магазинами. Я писал отдельную статью.
Снова одно и тоже. Жертвы передвижников, красных карандашей, арт-могильников (подвалов и кварталов) и прочих магазинов! Один и тот же грунт, например, тот же акриловый может быть как слаботянущим, так среднетянущий или сильнотянущим. Все зависит от количества пигмента (вспомогательного компонента) в него добавленного (гипс, мел и др.) Даже сами титановые белила тоже в определенном смысле «тянут» связующее из масляных и акриловых и других красок.
Уважаемый Михаил. Спасибо за ваш блог. Я преподаватель в художественной школе. Не могли бы вы написать отдельную статью, где бы была собрана комплексная информация о титан-акриловом грунте, его отличиях и преимуществах от всех остальных видов грунтов, применяемых в живописи. (Я просто обыскала в интернет, но ничего нормального не нашла.) Мне это нужно для методички. Народ надо посвящать!
К сожалению «по заказ» писать не могу, да и не умею писать справочные руководства, иначе бы давно сайт переделал в википедию художника. В интернет должно быть.
Отвечу за Михаила! Акриловый грунт состоит из акриловой дисперсии с гипсом или мелом, а также некоторых вспомогательных добавок. В отличии от эмульсии и эмульсионного грунта акрил специально разработан абсолютно прочным и стойким. Титан-акриловый грунт – это двухкомпонентная базовая смесь акрила и титановых белил в воде без добавления всяких эмульгаторов.
Сам по себе акрил превосходно размешивается в воде, но не смешивается ней, поэтому при высыпании образует однородную пленку. В отличии от того же самого эмульсионного грунта, в котором высохшая вода все же разрушает однородность пленки и негативно сказывается на ее устойчивости!
После высыхания акриловый грунт не теряет эластичности, что позволяет сохранить свою живопись на бесконечно долгие годы! Помимо этого, титан-акриловый грунт водостойкий, укрывистый, быстросохнущий и подходит практически ко всем краскам!
Прошу меня простить заранее, если что не так. Но я так и не поняла, чем акриловый грунт отличается от титано-акрилового? И тот акриловый и тот тоже акриловый.
Еще раз. Титано-акриловый художественный грунт — это, можно сказать, последняя модификация классического акрилового художественного грунта.
Если классический акриловый художественный грунт базово представляет собой смесь акриловой дисперсии, титановых белил (диоксида титана), нейтрального наполнителя и вспомогательных веществ, то титан-акриловый художественный грунт отличается наиболее оптимальным соотношением акриловой дисперсии и титановых белил без реагентных вспомогательных веществ.
Дорогие мои! Зря вы так! Эмульсионный грунт незначительно поддается действию сырости (не загнивает), гораздо эластичнее клеевых и масляных грунтов, высыхает через несколько суток и не растворяется в воде! Кроме того эмульсионный грунт обладает высокими адгезией, способствует нормальному просыханию красок в слоях масляной живописи.
Если вы не знали, то добавлю, что эмульсионный грунт является эволюцией клеевого и масляного грунта между собой, то есть полностью или частично объединяет составные компоненты последних: яично-масляный грунт, масляно-яично-клеевой грунт, казеиново-масляный грунт, масляно-клеевой грунт – это известные вариации эмульсионный грунта, по сути представляющие вариации компонентов клеевого и масляного грунтов между собой.
Спасибо за ликбез. Вы, в свою очередь, также не поленитесь просмотреть записи Михаила на тему эмульсионного грунта. Там большинство его достоинств будет подставлены под сомнение.
Вы живите в прошлом, уважаемый! То, что эмульсионный грунт не является настолько уж хорошим, как это принято считать, уже понимали в середине ХХ века!!! Именно тогда разгорелись первые большие споры по этому поводу. Кстати, именно поэтому появился акрил!
В основе эмульсионного грунта лежит собственно эмульсия, а эмульсия – это смешнее двух несмешиваемых между собой веществ (воды и масла) посредством специального третьего вещества – эмульгатора (желатин, казеин, лецитин (яйцо))…
Эмульгатор растворяет в себе масло, после чего растворенное масло равномерно распределяется в воде. Именно распределяется, но не смешивается! Только на взгляд кажется, что получившаяся смесь воды с маслом однородна, но на молекулярном уровне камельки масла лишь равномерно распределились между капельками воды. То есть эмульсия – это не такое и однородное вещество, как может показаться.
Но так ли эта неоднородность эмульсионного грунта опасна для холста?
Безусловно да, поскольку многократно доказано только то, что масло является непримиримым врагом натуральной ткани из льна, хлопка и т.п. Попадая в ткань, масло начинает его растворят или разлагать, за что его мало называют отложенным растворителем. Отложенным потому, что растворяет долго, но уверенно.
В определенном смысле эмульсионный грунт распадается уже даже будучи нанесенным на холст во время сушки: вода высыхает быстрее, а высвободившееся масло остается наедине с холстом.
Но так ли безвреден даже сам эмульгатор, добавляемый в эмульсионный грунт? Именно поэтому многие западные художники называют эмульсионный грунт суррогатом!
Хоть вам уже и ответили я добавлю, поскольку сам химик.
Акриловый и эмульсионный грунт – два принципиально разных видов грунта, и акриловый явно превосходит по прочности и стабильности эмульсионный.
Акриловый грунт – это смесь мельчайших частит акрила (полиарилат) и воды, в которой они (частички) «плавают» во взвешенном состоянии во избежание слипания.
Взвешенное состоянии вещества – это состояние, при котором твердые частицы распределены в среде меньше плотности (как правило, в жидкости) и не соприкасаются с твердой поверхностью, в том числе друг с другом.
Эмульсионный грунт – это смесь двух принципиально враждебных друг к другу жидкостей: масла и воды с клеем (эмульгатором), которые даже промышленным способом очень плохо смешиваются и образуют нестабильное вещество.
После нанесения акрилового грунта на поверхность вода равномерно «бесконфликтно» испаряется, частички акрила прикасаются с твердой поверхностью (в том числе друг с другом) и образуют устойчивые связи. Тогда как эмульсионный грунт просто расслаивается на компоненты: вода выталкивает масло, а масло стремится объединиться друг с другом, со всеми «вытекающими» отсюда последствиями!
Сравнивать акрил с эмульсией, все равно что сравнивать слона и моську. Качество эмульсионного грунта очень нестабильно и всегда зависит от качества используемых ингредиентов и их концентрации, тогда как качество акрилового грунта зависит лишь от доли акриловой дисперсии (активного вещества) в растворе.
Много раз пыталась перейти на акрил, но не получалось. Все время грунты казались слишком… слабыми и жидкими. Накладывала много слоев, но нужного эффекта так и не добилась. В любом случае, в непрочности акрила убедилась на собственном опыте! Он даже воду пропускает! Пока осталась на классической эмульсии.
Ну что мне ответить. Да только очевидное! Гораздо легче купить качественный акриловый грунт, чем сделать качественный эмульсионный грунт! Это во-первых. А во-вторых, нет никаких гарантий, что у готовых покупных уже грунтованных эмульсионным грунтом холстов он вообще окажется качественным!
Возможно, значит пока не пришло время. Нет, что вы я не покупаю ничего готового Если вы про эмульсионные холсты на подобии арт-реалистка и мастер класса, то полностью с вами согласна. Это кот в мешке! Я делаю грунт и грунтую только сама.
Может, не женское это дело обсуждать такое, но почитав обсуждение и проанализировав свой творческий опыт, мне почему-то уверенно кажется, некачественного ХУДОЖЕСТВЕННОГО грунта из акрила не существует.
А во что действительно существует, так это хозяйственный акриловый грунт для отделочных работ, которые умные хитрые русские коммерсанты Таир и прочее назвали художественным и начали его нам продавать под видом специализированного.
Браво! Абсолютно согласна, лучше покупать профессиональные грунты зарубежного производителей, типа Golden, Schmincke, Pebeo, а не какой-нибудь Таир или гаммы с невской палитрой. Меньше будет проблем.
Вот-вот! Покупают всякую муть, а потом мучаются! Я бы еще добавила, что многие художники в целях экономии принципиально покупают акриловые грунты для строительных работ. Дабы таких много и они бывают очень недорогими. У меня знакомые столько полотен перегубили из-за них, а потом они начинают пенять на весь акрил и возвращаться к желатиновому клею с льняным маслом.
Все это конечно очень интересно, но против акрила настроено много признанных русских классиков. Вот например на сайте арт реалистик написано, что эмульсионные грунты являются обратимыми, что «является большим преимуществом в реставрации картины в отличие от синтетических грунтов (видимо как раз акрила), наводнивших рынок художественных материалов!!!» Вот такие дела, Михаил!
Абсолютно верно написано: любая картина на эмульсионном грунте с первых же своих дней должна задумываться о реставрации. Извините, но по-другому я прокомментировать это никак не могу.
У нас всегда классики выступали за классическое. Когда было иначе?
К тому же вы наверное должны понимать, что арт реалистик — это коммерческая фирма, которая продает одноименные холсты как раз на эмульсионном грунте. Каждый продавец защищает свой прилавок.
Михаил, чтобы вы не говорили, сколько бы не писали, эмульсии масла и клея останутся основным видом грунта для масла! Грунт акрила тоже не идеальный. Я сам иногда с ним мучаюсь. Сейчас правда меньше (привык видимо).
Но я знаю очень много известных художников, которым просто не нравится писать на акриловом грунте. У них всегда что-то не получается или какие-то проблемы возникают! То натяжкой холста, то с просушкой масляных слоев, то еще чего! В общем очень много неудобств!
Повторю: все известные проблемы акриловых грунтов связаны либо с некачественными производителями (особенно российскими), либо с грубейшими нарушения техники масляной живописи, совершаемыми самими художниками! Таким художникам никакой грунт не поможет!
Вы меня извините, у меня нет времени сейчас искать исторические выдержки, но огромное чисто как раз ИЗВЕСТНЫХ художников грубо нарушало технику масляной живописи, в результате чего большое число их работ уже реставрировались по нескольку раз!
А мне лично такие исторические справки и вовсе не нужны: у меня достаточно было своих «клиентов», среди которых ИЗВЕСТНЫЕ художники, которые расплачивались (да и расплачиваются до сих пор) за свои ошибки.
Передайте вашим ИЗВЕСТНЫМ художникам, что эмульсионный грунт медленно но верно разрушает нити холста. В эмульсионном грунте пусть и в малых количество содержится масло, которое вступает в контакт с холстом (проклейка не поможет!), а просачивание в холст масла является одной из причин его порчи.
Одни из аргументов сторонников эмульсионного грунта гласит, масло в эмульсии (оно же эмульгированное масло) имеет несколько другие свойства и не должно просачиваться и тем более разрушать холст. Однако это не так. Как известно, эмульсия это не однородная смесь, масло в эмульсии остается маслом в виде мельчайших капелек и сохраняет все свои свойства. Соответственно после высыхания из эмульсии воды (вода в эмульсии испаряется быстрее масла), масло полноценно впитывается в структуру нити холста со всеми негативными последствиями для него!
Учите, любители эмульсионный грунта — даже самый хорошо приготовленная (размешанная блендером!) эмульсия может привести к появлению на грунте невидимых масляных пятен под нанесенным красочным слоем (!), что проявит себя через локальное пожухание картины ГОДАМИ позже.
Когда это происходило, мы буквально ломали голову и не понимали, что происходит. А между тем происходило то, что называется химия. Эмульсия – это от природы неустойчивое соединение. Размешать ее даже блендером не всегда получается. К тому же эмульсия не хранится и уже через пару часов она начинает распадаться.
Вы явно что-то путаете! Как правило некоторые считают, что как раз грунтовки будет достаточно, а вот проклейка не нужна. Грунт крайне необходим. Все применяемые основания в масляной, акриловой и темперной живописи будь то холст, картон) или дерево должны быть обязательно покрыты слоем грунта. Грунт задерживает выделение связующего вещества (как правило масла) и обеспечивает наилучшее сцепление красочного слоя с поверхностью основы. Помимо этого грунт придает поверхности основы заданный цвет, однородную плотность, необходимую впитывающую способность и дополнительную фактуру.
Кроме того, грунт обеспечивает равномерное просыхание красочного слоя и слоев. Если грунт некачественный или поверхность живописной основы покрыта грунтом с недостаточной/разной плотностью, то красочные слои могут со временем высохнуть неравномерно и растрескаться.
Я считаю, что главное свойство всех грунтов – защита поверхности холста или дерева от разрушающего воздействия связующих масляных красок. Связующее масло – это же жесткий растворитель. Хлопок масло разлагает за пару лет, лен медленней, но тоже разлагает. Поэтому роль грунта очень велика.
Использовал все существующие в природе грунты, которые выдумала фантазия художника: клеевой, масляный, полуклеевой (полумасленый) масляно-клеевой, яично-масляный и даже масляно-яично-клеевой.
В результате долгих мучений и колдовства остановился только на масляно-клеевой эмульсии и акриловой дисперсии. Долгое время выбрать между ими не мог. Теперь выбор стал очевиден. Благодарю!
В самом названии! Художественный грунт – специализированный грунт для живописи. Обычный (не художественный) грунт как правило создан из акриловых грунтов общего типа (в том числе строительных грунтов) и для живописи не подходит. В него приходится добавлять много, но лучше так не рисковать и купить уже готовый художественный грунт для той или иной живописи (смотрите на этикетку)!
Добавлю к комментарию пользователя выше. Лучше покупайте не просто художественный грунт, а эластичный художественный грунт. Он подходит для нанесения, как на мягкую основу (холст, бумагу), так на твердую основу (картон, дерево, фанера, МДФ). Тогда как неэластичный грунт для мягкой основы не подходит, поскольку не переносит малейшую деформацию!
Уважаемый друзья! Я сам долго мучилась-перемучилась с грунтами и могу сказать свой вывод. Вид грунтовки имеет принципиально значение для долговечности живописи. Из-за неправильного выбора грунта можно потом долго страдать. На мой взгляд все эти клеевые, масляные и эмульсионные грунты имеют критические недостатки, которые перечёркивают все их достоинства! Кроме акрилового грунта лучше просто ничего нет!
Ну что тут еще напишешь… Уверен, что титано-акрил победил только из-за слабости своих конкурентов. Я очень любил обычный клеевой грунт и абсолютно уверен, что он потерял свои позиции только из-за низкого качества клеев. Осетровый и кроликовый клей стал дорогим недоступным, а всякий желатин с казеином по факту просто суррогат. Также именно некачественные именно клеи погубили и эмульсионные грунты, поскольку являются их составной частью. А вовсе не масла, как полагают многие.
Проблема клеевого и эмульсионного грунта в том, что клей разлагается! Чтобы него не клали, включая антисептики, он все равно разлагается! Картины чернели насквозь!
Уважаемые! Хватит уже обсуждать эти старомодные грунты. На этом сайте уже итак предостаточно информации об их проблемах. Еще не безызвестный Киплик (классик российской техники живописи) озвучил, уже наверное железный закон художественных грунтов: клеевой или эмульсионный грунт должен быть эластичным без добавления в него каких-либо пластификаторов (типа меда, глицерина и тому подобного), поскольку присутствие любых пластификаторов делает нормальное просыхание клея невозможным!
Непросохший грунт делает загрунтованный холст более подверженным к изменениям атмосферы (влажности и температуры воздуха), а это, в свою очередь, негативно сказывается на просохших слоях живописи.
То есть еще сам Киплик понимал все проблемы, только решения предложить не мог, поскольку в его время акрила еще толком не было.
Поэтому только ТИТАНО-акриловый грунт, господа, товарищи, мадам, месье! Не морочьте себе и людям голову!
Добрый день, Михаил! Посоветуйте, пожалуйста, подойдет ли титано-акриловый грунт для росписи внутренней стены как основа и у каких производителей брать этот грунт для холста и для стены? Один и тот же? Заранее спасибо!
Строительные и художественные акриловые грунты существенно отличаются по качеству для целей живописи. Об этом неоднократно говорится в моем блоге. Наиболее приемлемым художественным акриловым грунтом российского производства многие считают «Сонет», но с моей точки зрения титано-акриловый грунт Schmincke существенно лучше хотя бы потому, что в нем гарантировано присутствуют титановые белила достаточной чистоты и в заявленном количестве.
Если относительно грунта выше было много сказано, то скажите пожалуйста: какая проклейка холста сейчас считается самой передовой? Чем проклеены те же итальянские холсты? На сколько я понимаю, она имеет не менее важное значение чем грунт.
Спасибо.
Существует три типа проклейки холста: проклейка ПВА, проклейка желатином и проклейка акрилом (прозрачным). Да-да, акрил в изначальном состоянии — это прозрачная смола с отменными клеящими свойствами.
Каждый вид проклейки имеет своих сторонников и противников.
проклейка желатином делает холст с красочным слоем слишком гибким.
проклейка ПВА делает холст с красочным слоем слишком жестким
проклейка акрилом обладает оптимальным соотношением гибкости и жесткости.
Михаил, добрый день, спасибо за интересный материал. Посоветуйте, пожалуйста, новичку. У меня имеется заказ на изготовление двух картин большого (для меня) размера 260х160см и 170х110см. Рисую я спрей красками на улице, опыт рисования на холстах был акрилом на полотнах небольшого размера. Холсты льняные, мелкое зерно, доставили из СПБ, загрунтованы эмульсионным грунтом, на ощупь шершавые. В силу незнания не прогрунтовал холст перед покраской. Акриловый спрей неприхотлив к поверхности, основной рисунок нарисован без проблем, но запланированный фон с эффектом кракелюрных трещин (одношаговый кракелюр в спрее) не получился, трещины просто не образовались, я так полагаю, холст не был достаточно гладким, потому что на других поверхностях кракелюр-спрей получается хорошо. Теперь имеется дилемма. Имеется холст с закрашенным акриловым спреем фоном и один чистый холст. Думаю купить акриловый грунт и прогрунтовать холсты.
Вопрос: можно ли грунтовать холсты акриловым грунтом на поверхность, покрытую эмульсионным грунтом или покрытую слоем акриловой краски. В наличии есть грунт Сонет и Pebeo. На англоязычном сайте рекомендовано для работы со спрей-красками смешать Gesso (грунт) и Gloss (акриловый герметик), прогрунтовать данным составом холст, после высыхания затереть мелкой наждачной бумагой. Правильный ли дают совет? Не имею представления, что за акриловый герметик рекомендуют, в наличии только строительные акриловые герметики. Спасибо!
Можно ли грунтовать холсты акриловым грунтом на поверхность, покрытую эмульсионным грунтом или покрытую слоем акриловой краски.
Можно, но если вы боритесь за «идеальную» работу, то лучше этого не делать. Есть простая формула: чем больше в работу намешано, тем менее она устойчива химически.
На англоязычном сайте рекомендовано для работы со спрей-красками смешать Gesso (грунт) и Gloss (акриловый герметик).
Я не слышал про акриловый герметик для художественных работ, поскольку занимаюсь преимущественно масляной живописью, а не акриловой. Вполне возможно, что подобные герметики в Европе существуют, поскольку аксессуаров для акриловой живописью очень много и каждый год появляется что-то новое.
Спасибо за ваш блог, много нужного и полезного. У меня есть вопрос, можно ли тонировать грунтованный холст акриловой краской и акриловой краской с так называемым эффектом перламутра / металлика, ну или делать подмалевок под последующую масляную живопись?
Имприматура и подмалевок – это художественные приемы для облегчения / усиления эффектов живописи. Они влияют на долговечность красочного слоя лишь опосредованно, поскольку их применение позволяет избежать многих технических ошибок. Поэтому рекомендация очевидна: лучше их делать, чем не делать.
Вообще я когда училась в Строгановке, то по счастливой случайности сразу стала писать на хороших холстах и грунтах. Дело в том, что ради опыта я купила немецкую проклейку и немецкий грунт, а холст я закупала и закупаю в Роттердаме. Там есть Классенс именно мой любимый медиум зернистости, редко беру fine. Так вот, грунты Шминке – это хорошая и эластичная эмульсия на основе акрила, но сверху можно еще, как дополнительный слой, положить масляный грунт, но не обязательно. Вообще в инструкции было написано, что нужна проклейка и грунт.
Хотела бы у Вас поинтересоваться, я недавно видела холст Claessens 66 и там написано oil primed (подготовка для масла) и написано, что подходит только для масла. Там не акриловый грунт, так вот. Думаете это плохой холст? На мой взгляд это лучшее, что есть.
Для отправки комментария вам необходимо зарегистрироваться и/или авторизоваться.
При регистрации ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте свое ИМЯ и ФАМИЛИЮ, а также прочитайте ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ, в противном случае ваш отзыв опубликован не будет.
Комментарии
Михаил, вообще если по большому и честному счету, то большинство российских художников вас не поймет! У нас львиная половина пишет на эмульсионном грунте, за который они вцепились благодаря классической школе Киплика и не выпускают эту библию из рук!
Большинство всех картин на моих реставрациях было написано на разновидностях как раз эмульсионного грунта. Что еще тут скажешь…
Реставрация картины при жизни художника – это конечно худший позор, который только можно было себе представить! Я бы на месте таких горе-художников пытался бы устранить свои дефекты сам. И зачем, они несут их вам…
Ко мне обращаются в основном не художники, а покупатели либо их представители.
Вы правы! Все так и есть! Россия, как страна-пылесос по сбору, хранению и почитанию всего консервативного и старого до сих пор держится за эмульсионный грунт. Мне, например, сложно это понять. Его продолжают рекомендовать во многих профильных школах, училищах и институтах. Эмульсионный грунт среди представителей так называемой советско-российской школы превратился в некий культ. За него зацепились и держатся, как за некую святыню без достаточных на то научных доводов.
Чуть ли не единственным аргументом представителей «эмульсионного культа» является тезис: «Его рекомендуют (а точнее рекомендовали) практически известные и признанные эксперты в живописи». Конечно они его рекомендовали, потому что в их время использование акрила в живописи распространено не было! Все исследования этих экспертов были сосредоточены только вокруг поисков рецепта «идеального эмульсионного грунта» и работы у них, следует добавить, было очень много, поскольку этих рецептов бесконечное множество.
Даже в наши дни в некоторых кулуарах консервативных экспертных остатков изобретаются новые и новые рецепты эмульсионного грунта, последние из которых предусматривают добавление не только клея ПВА, но даже самого акрила!
И прием этом мракобесии никто не хочет замечать, что холсты с эмульсионным грунтом производят только российские производители! Нигде в мире (ни в Европе ни в США) они более не производятся!
У нас такая традиция. Мы хранители. Хоть смейся, хоть плач.
Акриловый грунт со временем становится хрупким и легко ломается через 50 лет. Эмульсионные грунты, особенно приготовленные на старой олифе сохраняют эластичность и прочность. При этом, связь эмульсионного грунта и красочного слоя значительно крепче за счёт добавления мела.
Вы наверное провокатор? Вам хором талдычать о вреде масел в грунте, (олифа классическое вареное масло), а вы снова песню старых художественных маразматиков заводите.
К тому же акриловые грунт поэтому и стал таким популярным, что он как раз и сохраняет эластичность в отличии от того же эмульсионного!
Акриловый грунт и отличается от остальных видов художественных грунтов тем, что обладает стабильной эластичностью в течении длительного времени. Стабильность измеряется веками. Акрил стабилен даже при попадании прямого солнечного света и активно не выгорает на солнце в отличии от пластиков (полимеров). Эмульсионные (полумасленые и клеево-масляные) грунты, особенно на основе любых видов олифы, не просто становится хрупкими, но и меняют цвет, следовательно, меняют остальной цветовой тон живописи.
И вообще, применение олифы при грунтовке холста является грубым нарушении техники в современных реалиях.
Оба-на!!! А в Передвижнике (это магазин) написано, что акриловые грунт для масляных красок как раз нежелателен, а вот эмульсионный для масла самое то!
Если у нас художника учить не кому, то будут учить магазины. А если по делу: большинство российских грунтованных холстов – это холсты как раз на эмульсионном грунте. Так что…
Приятно читать мысли единомышленников. Лично мне с эмульсионным грунтом лично было все ясно еще давно. Уж слишком он нестабилен…
Михаил, а как вы относитесь к клеевому и масляному грунту? Думаю, что для масляной живописи тот же масляный грунт не должен быть плохим.
Тоже не очень хорошо. Почитайте мой блог и поймете причину. Но, скажем так, если говорить о европейском стандарте масляного грунта (oil primed), то он считается еще приемлемым. Но, сразу говорю, я ни разу с ним не сталкивался! Он популярен (относительно) на западе. Я лишь общался с коллегами реставраторами.
НО! В начале нулевых известный английский производитель масляных и акриловых красок Винзор и Ньютон (Winsor & Newton) выпустил достаточно обширный материал, где тестировал универсальный титано-акриловый грунт (universal primed) и масляный грунт (oil primed). В результате было отдано предпочтение универсальному титано-акриловому грунту.
Вы не могли бы там этот материал почитать или хотя бы ссылочку?
К сожалению, нет. Прошло очень много времени. К тому я же читал материал в англоязычном художественном журнале. Да у меня еще и блога тогда близко не было, поэтому не сообразил перепечатать. Но вы можете поискать в интернет. За прошедшее время тот же самый Винзор и Ньютон выпускали разные статьи по этому поводу. Этих статей было даже много.
Добавлю, что пару лет назад в Италии я ездил на фабрику Белли Арти. Немного погодя пообщался с представителями Ланифицио Прато и Генклы. Практически все говорили, что универсальный титано-акриловый грунт вытесняет масляный по популярности.
Добавлю, что и не только Винзор и Ньютон про этом писал, но и …. Да и вообще, для человека следящего за «живописной модой» превосходство акрила перед всеми остальными грунтовками не долго является новостью.
Извините уважаемый, за «живописной модой» особо не слежу. Я слежу за картошкой на своем огороде. Поэтому и спросил!
Если вы современный русский художник, то одно другому совершенно не должно мешать!!!
Могу рассказать об этой европейской масляной грунтовке oil primed. Действительно, она выполняется намного сложнее, чем грунтование титан-акриловым грунтом.
Основная проблема масляного грунта в том, что он имеет плохую адгезию (сцепление) из-за слишком гладкой пленки, которую создает высыхающее масло. В домашних условиях эту шероховатость художники пытаются добиться шлифовкой грунта, что категорически запрещено, поскольку портит грунт и холст! На европейских фабриках же эту шероховатость делают послойной грунтовой через специальные накладки-формы с микроскопическими пупырышками (не знаю как их еще назвать), которые эту шероховатость и обеспечивают. В общем, небо и земля по сравнению с общеизвестной нам масляной грунтовкой. Нам так не жить.
Вот же заморачиваются европейцы, но считаю такие сложности избыточными. Уже есть проверенный акрил. Зачем пытаться реанимировать забытое? В общем, нам оного не надобно.
Здравствуйте и приветствие всем! Нам действительно так не жить. Но желания связываться с какими-либо классическими грунтами теперь больше нет. Я специально после этой статьи почитал историю масляной живописи. А ведь она в принципе-то полна боли страданий и мучений художника.
Клеевой грунт стал популярен как раз из-за разочарования в масляном грунте. Затем пошло разочарование уже в нем и на сцену пришла эмульсия масла и клея. Вот теперь выяснятся, что и она не идеальна оказалась.
Возможно через сто лет и акрил окажется таким же проблемным. Но история также свидетельствует, что возврата к прежнему нет. Поэтому цепляется за эмульсионный грунт, когда уже есть акриловый не имеет смысла.
Согласна. Именно что нет смысла, поскольку акрил изначально пришел на смену всяким эмульсиям.
Я так понял все те, кто пишут (масляными красками) на эмульсионном, масляном или клеевом грунте так или иначе станут жертвами своей беспечности, жадности или неверия.
Анализируя привычки своих коллег по цеху, скорее всего, исключительно последнего.
Благодарю за статью Михаил. Давно пользуюсь акриловым грунтом однако по правде сказать с акрилом тоже много мучений. При грунтовании раз на раз не приходится, хотя покупаю самые лучшие и дорогие грунты, вроде Сонет.
Все любители грунтовать холсты самостоятельно должны смириться с тем, что «что-то может пойти не так». Скорее всего ваша проблема заключается в конкретной акриловой дисперсии. Очень много поступает жалоб на разные акриловые грунты российского производства, в том числе на Сонет и Таир. Учтите, в этих акриловых грунтах вполне может не оказаться титановых белил вовсе.
Покупайте готовые грунтованные холсты с фабричным титан-акриловым грунтом, что тут еще можно посоветовать.
Заводскую грунтовку вы никогда сами не сделаете. Это не то, что вы взяли обычную акриловую дисперсию, добавили титановые белила, перемешали миксером и все. Там все очень сложно заморочено. Сам пытался много раз ее «скопировать». Ничего не получилось. Художественный грунт Сонет считаю одними из самых достойных российских, но и с ними были проблемы. Очень нестабильное качество.
Читаю ваши «разгромные статьи» и поражаюсь. А где доказательства? Где результаты ваших исследований и прочее? Голословно можно легко утверждать. Киплик много книг издал. Он признанный мировой авторитет, а кто извините вы? Я тоже много чего могу написать. Вы мне кажется больше провокациями занимаетесь и дешевым пиаром!
А какие вам доказательства нужны? Мои доказательства – это мой опыт, о котором я пишу в легкодоступной форме в виде легких размышлений и итоговых выводов. Я специально избегаю множества технической терминологии и прочего, чтобы обычному человеку было легко читать.
Если вы «читатель» Киплика, то прекрасно знаете, насколько его литература изобилует, мягко скажем, лишней технической информации, словно ты не художник, а ученый-химик. Тем более, чем больше букв в тексте, тем сложнее людям выцеживать действительно полезную информацию. У меня же все максимально просто.
Вы можете обратиться к любому автору подобной книги по технике живописи, которого считаете авторитетом и задать примерно следующей вопрос: «Уважаемый автор, почему на странице 80 вашей книги, в абзаце 6 утверждается то-то и то-то». А он вам ответит по-разному, но смысла его ответа будет сводится к простому тезису: «потому что я этот вопрос исследовал, поэтому собственно я и опубликовал книгу!»
Так что все тезисы в книгах, которые вы видимо считаете более убедительными, чем мои, в действительности тоже не имеют и не имели никаких «бумажных» доказательств, а были основаны лишь она опыте их авторов! Но вы вряд ли подумали бы обратится автору какой-либо книги. И знаете почему? Потому что практически все воспринимают опубликованную книгу или статью в популярной издании как некий серьёзный ДОКУМЕНТ, подтверждающий информацию в ней как данность ИСТИННОСТЬ.
Между тем, это абсолютно не так. Большинство мифов и заблуждений в нашей вопросе пришли к нам именно из книг эдаких экспертов (да я думаю это применительно не только к живописи). Но я не об этом.
Да и что вы пристали со своим Кипликом? Киплик был прав для своего времени. Возможно лучше эмульсионного грунта на тот момент действительно и не было. Но Киплик, простите, умер в блокадном Ленинграде еще в великую отечественную войну, а первые акриловые грунты стали применяться в живописи лишь 10-15 годами позже и то в США. В России акрил как художественный грунт дай бог активно применяют лет 15.
Михаил, зря пытаетесь им что-то доказать. Пустая трата времени. Им вряд ли что уже поможет. Секта «Техника живописи Киплика» цветет и пахнет.
Во-во! Даже не представляете, как мне тяжело общаться с представителями так называемой классической русской школы живописи. Словно общается с представителем именно религиозной секты!
В отличии от вас, Михаил хотя бы свое имя называет, товарищ «Иван Художников».
Кому-то нравится акриловый грунт, кому-то эмульсионный, а кому-то масляный. Это дело вкуса в конце концов. Пусть каждый художник пишет на чем хочет!
Проблема, как мне кажется, совсем в другом. Проблема в том, что сторонники традиционной масляного-клеевой школы обвиняют грунт из акрила только лишь по той причине, что он еще молод и не проверен временем! А мне кажется обвинять что-то только по причине его молодости, невзирая на его достоинства, это просто глупость!
Абсолютно поддерживаю. Более того, уже можно говорить, что акрил проверен временем. Много раз проводились эксперименты по химическому состариванию. Акрил всегда все испытания выдерживал.
Я тоже слышал неоднократно об этом и даже читал на забугорных сайтах. Жаль никто так и не сделал нормального русскоязычного варианта.
Михаил, ваше мнение касательно акрила слишком завышено. Насколько вы можете знать (а вы должны, вы же реставратор), основная проблема акрилового грунта именно в масляной живописи в том, что масляная пленка со временем сохнет и становится ломкой, а акрил остается гибким. Поэтому при деформации холста масляный слой может просто «сойти» с холста!
Адгезия (сцепление) красочного слоя с грунтом не обратима. Если красочный слой «сходит» с грунта, то это означает плохую (недостаточную) адгезию изначально.
Также могу добавить, что с титан-акриловым грунтом, о котором я и написал в своей статье, подобных проблем также не отмечено.
Вот народ! Понаберет в голову всяких страхов, перемешает их внутри вместе мозгами и скипидаром. Если вы, допустим, пишите пастозно и плохо прослушивайте краски, то при деформации холста (я так понимаю, что под «деформацией» вы имели ввиду сворачивание полотна в рулон), ваша живопись может треснуть и отойти в любом случае. Грунт тут не причем и акрил тем более!
Данный «дефект» акрилового грунта был описан еще в 70 годах в Европе, потом он подхватился некоторой частью художников. А по факту же произошло классическое: народ в очередной раз перепутал мягкое с кислым. Удивительно, как до России добирается прежде всего самое кривое и ненужное.
Да… сильная статья! С эмульсионным грунтом конечно много мороки, но и с акрилом тоже не меньше. Он же тоже разный бывает. На какой попадешь. Мало того, что с трудом пытаешься загрунтовать дырки, так еще он и неэластичный, да плюс к этому начинает тянуть краску! По полтюбика краски уходит!
Живопись на неплотный (редких) холстах, вне зависимости от того тянущиий грунт вы применяли или нет, быстро станет ломкой и растрескается (об этом писал во многих других записях), даже если сам грунт окажется качественным эластичный и «нетянущим».
У меня тоже самое безбожно тянет. По мне так эмульсионный или акриловый грунт без разницы, оба являются нагло тянущими грунтами, причем очень даже сильно тянущими. Для меня масляная живопись превратилась в живопись золотом. Подумываю на титан-акрил перейти вообще.
Покупайте качественный европейские грунтованные холсты и не мучайтесь. Они прекрасно сбалансированы на предмет своей «тянущности».
А вообще, подразделение художественных грунтов на слаботянущий среднетянущий и сильнотянущий грунты очень условно и придумано больше магазинами. Я писал отдельную статью.
Снова одно и тоже. Жертвы передвижников, красных карандашей, арт-могильников (подвалов и кварталов) и прочих магазинов! Один и тот же грунт, например, тот же акриловый может быть как слаботянущим, так среднетянущий или сильнотянущим. Все зависит от количества пигмента (вспомогательного компонента) в него добавленного (гипс, мел и др.) Даже сами титановые белила тоже в определенном смысле «тянут» связующее из масляных и акриловых и других красок.
Уважаемый Михаил. Спасибо за ваш блог. Я преподаватель в художественной школе. Не могли бы вы написать отдельную статью, где бы была собрана комплексная информация о титан-акриловом грунте, его отличиях и преимуществах от всех остальных видов грунтов, применяемых в живописи. (Я просто обыскала в интернет, но ничего нормального не нашла.) Мне это нужно для методички. Народ надо посвящать!
К сожалению «по заказ» писать не могу, да и не умею писать справочные руководства, иначе бы давно сайт переделал в википедию художника. В интернет должно быть.
Отвечу за Михаила! Акриловый грунт состоит из акриловой дисперсии с гипсом или мелом, а также некоторых вспомогательных добавок. В отличии от эмульсии и эмульсионного грунта акрил специально разработан абсолютно прочным и стойким. Титан-акриловый грунт – это двухкомпонентная базовая смесь акрила и титановых белил в воде без добавления всяких эмульгаторов.
Сам по себе акрил превосходно размешивается в воде, но не смешивается ней, поэтому при высыпании образует однородную пленку. В отличии от того же самого эмульсионного грунта, в котором высохшая вода все же разрушает однородность пленки и негативно сказывается на ее устойчивости!
После высыхания акриловый грунт не теряет эластичности, что позволяет сохранить свою живопись на бесконечно долгие годы! Помимо этого, титан-акриловый грунт водостойкий, укрывистый, быстросохнущий и подходит практически ко всем краскам!
Спасибо помощникам Михаила! :))) Вполне понято стало.
Прошу меня простить заранее, если что не так. Но я так и не поняла, чем акриловый грунт отличается от титано-акрилового? И тот акриловый и тот тоже акриловый.
Еще раз. Титано-акриловый художественный грунт — это, можно сказать, последняя модификация классического акрилового художественного грунта.
Если классический акриловый художественный грунт базово представляет собой смесь акриловой дисперсии, титановых белил (диоксида титана), нейтрального наполнителя и вспомогательных веществ, то титан-акриловый художественный грунт отличается наиболее оптимальным соотношением акриловой дисперсии и титановых белил без реагентных вспомогательных веществ.
Благодарю!!! Вот теперь все поняла!
Дорогие мои! Зря вы так! Эмульсионный грунт незначительно поддается действию сырости (не загнивает), гораздо эластичнее клеевых и масляных грунтов, высыхает через несколько суток и не растворяется в воде! Кроме того эмульсионный грунт обладает высокими адгезией, способствует нормальному просыханию красок в слоях масляной живописи.
Если вы не знали, то добавлю, что эмульсионный грунт является эволюцией клеевого и масляного грунта между собой, то есть полностью или частично объединяет составные компоненты последних: яично-масляный грунт, масляно-яично-клеевой грунт, казеиново-масляный грунт, масляно-клеевой грунт – это известные вариации эмульсионный грунта, по сути представляющие вариации компонентов клеевого и масляного грунтов между собой.
Спасибо за ликбез. Вы, в свою очередь, также не поленитесь просмотреть записи Михаила на тему эмульсионного грунта. Там большинство его достоинств будет подставлены под сомнение.
Вы живите в прошлом, уважаемый! То, что эмульсионный грунт не является настолько уж хорошим, как это принято считать, уже понимали в середине ХХ века!!! Именно тогда разгорелись первые большие споры по этому поводу. Кстати, именно поэтому появился акрил!
В основе эмульсионного грунта лежит собственно эмульсия, а эмульсия – это смешнее двух несмешиваемых между собой веществ (воды и масла) посредством специального третьего вещества – эмульгатора (желатин, казеин, лецитин (яйцо))…
Эмульгатор растворяет в себе масло, после чего растворенное масло равномерно распределяется в воде. Именно распределяется, но не смешивается! Только на взгляд кажется, что получившаяся смесь воды с маслом однородна, но на молекулярном уровне камельки масла лишь равномерно распределились между капельками воды. То есть эмульсия – это не такое и однородное вещество, как может показаться.
Но так ли эта неоднородность эмульсионного грунта опасна для холста?
Безусловно да, поскольку многократно доказано только то, что масло является непримиримым врагом натуральной ткани из льна, хлопка и т.п. Попадая в ткань, масло начинает его растворят или разлагать, за что его мало называют отложенным растворителем. Отложенным потому, что растворяет долго, но уверенно.
В определенном смысле эмульсионный грунт распадается уже даже будучи нанесенным на холст во время сушки: вода высыхает быстрее, а высвободившееся масло остается наедине с холстом.
Но так ли безвреден даже сам эмульгатор, добавляемый в эмульсионный грунт? Именно поэтому многие западные художники называют эмульсионный грунт суррогатом!
Хоть вам уже и ответили я добавлю, поскольку сам химик.
Акриловый и эмульсионный грунт – два принципиально разных видов грунта, и акриловый явно превосходит по прочности и стабильности эмульсионный.
Акриловый грунт – это смесь мельчайших частит акрила (полиарилат) и воды, в которой они (частички) «плавают» во взвешенном состоянии во избежание слипания.
Взвешенное состоянии вещества – это состояние, при котором твердые частицы распределены в среде меньше плотности (как правило, в жидкости) и не соприкасаются с твердой поверхностью, в том числе друг с другом.
Эмульсионный грунт – это смесь двух принципиально враждебных друг к другу жидкостей: масла и воды с клеем (эмульгатором), которые даже промышленным способом очень плохо смешиваются и образуют нестабильное вещество.
После нанесения акрилового грунта на поверхность вода равномерно «бесконфликтно» испаряется, частички акрила прикасаются с твердой поверхностью (в том числе друг с другом) и образуют устойчивые связи. Тогда как эмульсионный грунт просто расслаивается на компоненты: вода выталкивает масло, а масло стремится объединиться друг с другом, со всеми «вытекающими» отсюда последствиями!
Сравнивать акрил с эмульсией, все равно что сравнивать слона и моську. Качество эмульсионного грунта очень нестабильно и всегда зависит от качества используемых ингредиентов и их концентрации, тогда как качество акрилового грунта зависит лишь от доли акриловой дисперсии (активного вещества) в растворе.
Много раз пыталась перейти на акрил, но не получалось. Все время грунты казались слишком… слабыми и жидкими. Накладывала много слоев, но нужного эффекта так и не добилась. В любом случае, в непрочности акрила убедилась на собственном опыте! Он даже воду пропускает! Пока осталась на классической эмульсии.
Ну что мне ответить. Да только очевидное! Гораздо легче купить качественный акриловый грунт, чем сделать качественный эмульсионный грунт! Это во-первых. А во-вторых, нет никаких гарантий, что у готовых покупных уже грунтованных эмульсионным грунтом холстов он вообще окажется качественным!
Возможно, значит пока не пришло время. Нет, что вы я не покупаю ничего готового Если вы про эмульсионные холсты на подобии арт-реалистка и мастер класса, то полностью с вами согласна. Это кот в мешке! Я делаю грунт и грунтую только сама.
Ого. Наши любимые женщины еще сами готовят эмульсию? Не переродились еще… в русских селениях. Ну, вы поняли!
Может, не женское это дело обсуждать такое, но почитав обсуждение и проанализировав свой творческий опыт, мне почему-то уверенно кажется, некачественного ХУДОЖЕСТВЕННОГО грунта из акрила не существует.
А во что действительно существует, так это хозяйственный акриловый грунт для отделочных работ, которые умные хитрые русские коммерсанты Таир и прочее назвали художественным и начали его нам продавать под видом специализированного.
Браво! Абсолютно согласна, лучше покупать профессиональные грунты зарубежного производителей, типа Golden, Schmincke, Pebeo, а не какой-нибудь Таир или гаммы с невской палитрой. Меньше будет проблем.
Вот-вот! Покупают всякую муть, а потом мучаются! Я бы еще добавила, что многие художники в целях экономии принципиально покупают акриловые грунты для строительных работ. Дабы таких много и они бывают очень недорогими. У меня знакомые столько полотен перегубили из-за них, а потом они начинают пенять на весь акрил и возвращаться к желатиновому клею с льняным маслом.
Все это конечно очень интересно, но против акрила настроено много признанных русских классиков. Вот например на сайте арт реалистик написано, что эмульсионные грунты являются обратимыми, что «является большим преимуществом в реставрации картины в отличие от синтетических грунтов (видимо как раз акрила), наводнивших рынок художественных материалов!!!» Вот такие дела, Михаил!
Абсолютно верно написано: любая картина на эмульсионном грунте с первых же своих дней должна задумываться о реставрации. Извините, но по-другому я прокомментировать это никак не могу.
Оценила ответ. Но, Михаил, объективно ради да, но акрил тоже не вечен.
Ничто не вечно, только акрил стареет несоизмеримо медленней классических ингредиентов масляно-клеевых эмульсий.
Ну Михаил, сказали как отрезали… )))))
Как раньше говорили в русских деревнях «Серпом по…» грунту (эмульсионному конечно)!
У нас всегда классики выступали за классическое. Когда было иначе?
К тому же вы наверное должны понимать, что арт реалистик — это коммерческая фирма, которая продает одноименные холсты как раз на эмульсионном грунте. Каждый продавец защищает свой прилавок.
Михаил, чтобы вы не говорили, сколько бы не писали, эмульсии масла и клея останутся основным видом грунта для масла! Грунт акрила тоже не идеальный. Я сам иногда с ним мучаюсь. Сейчас правда меньше (привык видимо).
Но я знаю очень много известных художников, которым просто не нравится писать на акриловом грунте. У них всегда что-то не получается или какие-то проблемы возникают! То натяжкой холста, то с просушкой масляных слоев, то еще чего! В общем очень много неудобств!
Повторю: все известные проблемы акриловых грунтов связаны либо с некачественными производителями (особенно российскими), либо с грубейшими нарушения техники масляной живописи, совершаемыми самими художниками! Таким художникам никакой грунт не поможет!
Михаил, я написал ИЗВЕСТНЫХ художников. А значит. Люди-то все же полагаю не дураки…
Вы меня извините, у меня нет времени сейчас искать исторические выдержки, но огромное чисто как раз ИЗВЕСТНЫХ художников грубо нарушало технику масляной живописи, в результате чего большое число их работ уже реставрировались по нескольку раз!
А мне лично такие исторические справки и вовсе не нужны: у меня достаточно было своих «клиентов», среди которых ИЗВЕСТНЫЕ художники, которые расплачивались (да и расплачиваются до сих пор) за свои ошибки.
Передайте вашим ИЗВЕСТНЫМ художникам, что эмульсионный грунт медленно но верно разрушает нити холста. В эмульсионном грунте пусть и в малых количество содержится масло, которое вступает в контакт с холстом (проклейка не поможет!), а просачивание в холст масла является одной из причин его порчи.
Одни из аргументов сторонников эмульсионного грунта гласит, масло в эмульсии (оно же эмульгированное масло) имеет несколько другие свойства и не должно просачиваться и тем более разрушать холст. Однако это не так. Как известно, эмульсия это не однородная смесь, масло в эмульсии остается маслом в виде мельчайших капелек и сохраняет все свои свойства. Соответственно после высыхания из эмульсии воды (вода в эмульсии испаряется быстрее масла), масло полноценно впитывается в структуру нити холста со всеми негативными последствиями для него!
Учите, любители эмульсионный грунта — даже самый хорошо приготовленная (размешанная блендером!) эмульсия может привести к появлению на грунте невидимых масляных пятен под нанесенным красочным слоем (!), что проявит себя через локальное пожухание картины ГОДАМИ позже.
Когда это происходило, мы буквально ломали голову и не понимали, что происходит. А между тем происходило то, что называется химия. Эмульсия – это от природы неустойчивое соединение. Размешать ее даже блендером не всегда получается. К тому же эмульсия не хранится и уже через пару часов она начинает распадаться.
Извините калеку. А для его вообще грунт нужен? Я всегда думал что проклейки будет достаточно.
Вы явно что-то путаете! Как правило некоторые считают, что как раз грунтовки будет достаточно, а вот проклейка не нужна. Грунт крайне необходим. Все применяемые основания в масляной, акриловой и темперной живописи будь то холст, картон) или дерево должны быть обязательно покрыты слоем грунта. Грунт задерживает выделение связующего вещества (как правило масла) и обеспечивает наилучшее сцепление красочного слоя с поверхностью основы. Помимо этого грунт придает поверхности основы заданный цвет, однородную плотность, необходимую впитывающую способность и дополнительную фактуру.
Кроме того, грунт обеспечивает равномерное просыхание красочного слоя и слоев. Если грунт некачественный или поверхность живописной основы покрыта грунтом с недостаточной/разной плотностью, то красочные слои могут со временем высохнуть неравномерно и растрескаться.
Я считаю, что главное свойство всех грунтов – защита поверхности холста или дерева от разрушающего воздействия связующих масляных красок. Связующее масло – это же жесткий растворитель. Хлопок масло разлагает за пару лет, лен медленней, но тоже разлагает. Поэтому роль грунта очень велика.
Использовал все существующие в природе грунты, которые выдумала фантазия художника: клеевой, масляный, полуклеевой (полумасленый) масляно-клеевой, яично-масляный и даже масляно-яично-клеевой.
В результате долгих мучений и колдовства остановился только на масляно-клеевой эмульсии и акриловой дисперсии. Долгое время выбрать между ими не мог. Теперь выбор стал очевиден. Благодарю!
Доброго всем художника. Подскажите, чем художественный акриловый грунт отличается от просто грунта? Состав в принципе один и тот же.
В самом названии! Художественный грунт – специализированный грунт для живописи. Обычный (не художественный) грунт как правило создан из акриловых грунтов общего типа (в том числе строительных грунтов) и для живописи не подходит. В него приходится добавлять много, но лучше так не рисковать и купить уже готовый художественный грунт для той или иной живописи (смотрите на этикетку)!
Добавлю к комментарию пользователя выше. Лучше покупайте не просто художественный грунт, а эластичный художественный грунт. Он подходит для нанесения, как на мягкую основу (холст, бумагу), так на твердую основу (картон, дерево, фанера, МДФ). Тогда как неэластичный грунт для мягкой основы не подходит, поскольку не переносит малейшую деформацию!
Это далеко не главная причина, по которой выбирают эластичный грунт! Причем тут разные основы? Эластичный грунт должен быть таким сам по себе.
Уважаемый друзья! Я сам долго мучилась-перемучилась с грунтами и могу сказать свой вывод. Вид грунтовки имеет принципиально значение для долговечности живописи. Из-за неправильного выбора грунта можно потом долго страдать. На мой взгляд все эти клеевые, масляные и эмульсионные грунты имеют критические недостатки, которые перечёркивают все их достоинства! Кроме акрилового грунта лучше просто ничего нет!
Ну что тут еще напишешь… Уверен, что титано-акрил победил только из-за слабости своих конкурентов. Я очень любил обычный клеевой грунт и абсолютно уверен, что он потерял свои позиции только из-за низкого качества клеев. Осетровый и кроликовый клей стал дорогим недоступным, а всякий желатин с казеином по факту просто суррогат. Также именно некачественные именно клеи погубили и эмульсионные грунты, поскольку являются их составной частью. А вовсе не масла, как полагают многие.
Проблема клеевого и эмульсионного грунта в том, что клей разлагается! Чтобы него не клали, включая антисептики, он все равно разлагается! Картины чернели насквозь!
Уважаемые! Хватит уже обсуждать эти старомодные грунты. На этом сайте уже итак предостаточно информации об их проблемах. Еще не безызвестный Киплик (классик российской техники живописи) озвучил, уже наверное железный закон художественных грунтов: клеевой или эмульсионный грунт должен быть эластичным без добавления в него каких-либо пластификаторов (типа меда, глицерина и тому подобного), поскольку присутствие любых пластификаторов делает нормальное просыхание клея невозможным!
Непросохший грунт делает загрунтованный холст более подверженным к изменениям атмосферы (влажности и температуры воздуха), а это, в свою очередь, негативно сказывается на просохших слоях живописи.
То есть еще сам Киплик понимал все проблемы, только решения предложить не мог, поскольку в его время акрила еще толком не было.
Поэтому только ТИТАНО-акриловый грунт, господа, товарищи, мадам, месье! Не морочьте себе и людям голову!
Добрый день, Михаил! Посоветуйте, пожалуйста, подойдет ли титано-акриловый грунт для росписи внутренней стены как основа и у каких производителей брать этот грунт для холста и для стены? Один и тот же? Заранее спасибо!
Строительные и художественные акриловые грунты существенно отличаются по качеству для целей живописи. Об этом неоднократно говорится в моем блоге. Наиболее приемлемым художественным акриловым грунтом российского производства многие считают «Сонет», но с моей точки зрения титано-акриловый грунт Schmincke существенно лучше хотя бы потому, что в нем гарантировано присутствуют титановые белила достаточной чистоты и в заявленном количестве.
Добрый день! Спасибо за блог. У меня вопрос, можно ли грунтовать холст акриловой грунтовкой без проклейки?
Проклейка холста нужна всегда вне зависимости от типа грунта.
Мой вопрос снят. Прошу не рассматривать. Все ответы получил в рубрике «Все о негрунтованных холстах и их проклейке».
Если относительно грунта выше было много сказано, то скажите пожалуйста: какая проклейка холста сейчас считается самой передовой? Чем проклеены те же итальянские холсты? На сколько я понимаю, она имеет не менее важное значение чем грунт.
Спасибо.
Существует три типа проклейки холста: проклейка ПВА, проклейка желатином и проклейка акрилом (прозрачным). Да-да, акрил в изначальном состоянии — это прозрачная смола с отменными клеящими свойствами.
Каждый вид проклейки имеет своих сторонников и противников.
Итальянские производители используют проклейку акрилом, бельгийские — ПВА, российско-китайские — желатин.
Михаил, добрый день, спасибо за интересный материал. Посоветуйте, пожалуйста, новичку. У меня имеется заказ на изготовление двух картин большого (для меня) размера 260х160см и 170х110см. Рисую я спрей красками на улице, опыт рисования на холстах был акрилом на полотнах небольшого размера. Холсты льняные, мелкое зерно, доставили из СПБ, загрунтованы эмульсионным грунтом, на ощупь шершавые. В силу незнания не прогрунтовал холст перед покраской. Акриловый спрей неприхотлив к поверхности, основной рисунок нарисован без проблем, но запланированный фон с эффектом кракелюрных трещин (одношаговый кракелюр в спрее) не получился, трещины просто не образовались, я так полагаю, холст не был достаточно гладким, потому что на других поверхностях кракелюр-спрей получается хорошо. Теперь имеется дилемма. Имеется холст с закрашенным акриловым спреем фоном и один чистый холст. Думаю купить акриловый грунт и прогрунтовать холсты.
Вопрос: можно ли грунтовать холсты акриловым грунтом на поверхность, покрытую эмульсионным грунтом или покрытую слоем акриловой краски. В наличии есть грунт Сонет и Pebeo. На англоязычном сайте рекомендовано для работы со спрей-красками смешать Gesso (грунт) и Gloss (акриловый герметик), прогрунтовать данным составом холст, после высыхания затереть мелкой наждачной бумагой. Правильный ли дают совет? Не имею представления, что за акриловый герметик рекомендуют, в наличии только строительные акриловые герметики. Спасибо!
Можно, но если вы боритесь за «идеальную» работу, то лучше этого не делать. Есть простая формула: чем больше в работу намешано, тем менее она устойчива химически.
Я не слышал про акриловый герметик для художественных работ, поскольку занимаюсь преимущественно масляной живописью, а не акриловой. Вполне возможно, что подобные герметики в Европе существуют, поскольку аксессуаров для акриловой живописью очень много и каждый год появляется что-то новое.
Спасибо за ваш блог, много нужного и полезного. У меня есть вопрос, можно ли тонировать грунтованный холст акриловой краской и акриловой краской с так называемым эффектом перламутра / металлика, ну или делать подмалевок под последующую масляную живопись?
Имприматура и подмалевок – это художественные приемы для облегчения / усиления эффектов живописи. Они влияют на долговечность красочного слоя лишь опосредованно, поскольку их применение позволяет избежать многих технических ошибок. Поэтому рекомендация очевидна: лучше их делать, чем не делать.
Вообще я когда училась в Строгановке, то по счастливой случайности сразу стала писать на хороших холстах и грунтах. Дело в том, что ради опыта я купила немецкую проклейку и немецкий грунт, а холст я закупала и закупаю в Роттердаме. Там есть Классенс именно мой любимый медиум зернистости, редко беру fine. Так вот, грунты Шминке – это хорошая и эластичная эмульсия на основе акрила, но сверху можно еще, как дополнительный слой, положить масляный грунт, но не обязательно. Вообще в инструкции было написано, что нужна проклейка и грунт.
А мне все равно. Я пишу на эмульсионном грунте, а могу и на акриле маслом. В зависимости от настроения.
Хотела бы у Вас поинтересоваться, я недавно видела холст Claessens 66 и там написано oil primed (подготовка для масла) и написано, что подходит только для масла. Там не акриловый грунт, так вот. Думаете это плохой холст? На мой взгляд это лучшее, что есть.