Лучший грунт для масляной живописи – все-таки акрил!

Наверное, следует поставить своеобразную точку в практически вековом споре о лучшем художественном грунте для масляной живописи. Безусловно, как это уже поняли мои многие читатели, это акриловый грунт.

Однако здесь сразу необходимо внести ясность: я имею ввиду специальный промышленный художественный акриловый грунт. В Европе данный грунт называется просто «универсальный грунт» или «universal primed». Накладывается на холст такой грунт обязательно в несколько слоев, количество которых варьируется от 3 до 7 и зависит от типа холста.

Впервые универсальный грунт разработала и применила итальянская компания P.E.R. Belle Arti, затем его опыт переняла Lanificio Prato, Gencla и Caravaggio. Сейчас грунты «universal primed» применяется уже несколько десятилетий всеми европейскими производителями холстов и является своего рода золотым стандартом художественного грунта.

Почему я имею ввиду этот «универсальный грунт»? Потому что в магазинах часто продают большое разнообразие грунтов на основе акрила, состав которых может сильно отличатся друг от друга. Порой их состав отличается настолько, что в пору говорят о разных видах или подвидах акриловых дисперсии. Именно такое различие в акриловых грунтах породило множество мифов и все основные недовольства художников.

Больше того, сам по себе универсальный грунт в определённой степени отличается от классического акрилового грунта прошлого века, применение которого особенно в масляной живописи вызвало много споров.

Универсальный грунт – это самый современный акриловый грунт, который превосходит все ранее известные разновидности грунтов на основе акрила. Он фактически не имеет недостатков. Не зря его назвали именно «универсальным». Он прекрасно подходит для всех видов живописи: акриловой, масляной, темперной, а отдельные его виды подходят также даже для живописью акварелью и гуашью.

Технологии не стоят на месте и самое время пользоваться плодами этих технологий в полной мере.

Комментарии

Андрей Чернышев Андрей Чернышев:

Михаил, вообще если по большому и честному счету, то большинство российских художников вас не поймет! У нас львиная половина пишет на эмульсионном грунте, за который они вцепились благодаря классической школе Киплика и не выпускают эту библию из рук!

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Большинство всех картин на моих реставрациях было написано на разновидностях как раз эмульсионного грунта. Что еще тут скажешь…

Зинаида Ведешина Зинаида Ведешина:

Реставрация картины при жизни художника – это конечно худший позор, который только можно было себе представить! Я бы на месте таких горе-художников пытался бы устранить свои дефекты сам. И зачем, они несут их вам…

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Ко мне обращаются в основном не художники, а покупатели либо их представители.

Сергей Демиденко Сергей Демиденко:

Вы правы! Все так и есть! Россия, как страна-пылесос по сбору, хранению и почитанию всего консервативного и старого до сих пор держится за эмульсионный грунт. Мне, например, сложно это понять. Его продолжают рекомендовать во многих профильных школах, училищах и институтах. Эмульсионный грунт среди представителей так называемой советско-российской школы превратился в некий культ. За него зацепились и держатся, как за некую святыню без достаточных на то научных доводов.
Чуть ли не единственным аргументом представителей «эмульсионного культа» является тезис: «Его рекомендуют (а точнее рекомендовали) практически известные и признанные эксперты в живописи». Конечно они его рекомендовали, потому что в их время использование акрила в живописи распространено не было! Все исследования этих экспертов были сосредоточены только вокруг поисков рецепта «идеального эмульсионного грунта» и работы у них, следует добавить, было очень много, поскольку этих рецептов бесконечное множество.
Даже в наши дни в некоторых кулуарах консервативных экспертных остатков изобретаются новые и новые рецепты эмульсионного грунта, последние из которых предусматривают добавление не только клея ПВА, но даже самого акрила!

И прием этом мракобесии никто не хочет замечать, что холсты с эмульсионным грунтом производят только российские производители! Нигде в мире (ни в Европе ни в США) они более не производятся!

Алексей Чернигин Алексей Чернигин:

У нас такая традиция. Мы хранители. Хоть смейся, хоть плач.

Аватар Дмитрий Прохоренко:

Акриловый грунт со временем становится хрупким и легко ломается через 50 лет. Эмульсионные грунты, особенно приготовленные на старой олифе сохраняют эластичность и прочность. При этом, связь эмульсионного грунта и красочного слоя значительно крепче за счёт добавления мела.

Аватар Андрей Бондаренко:

Вы наверное провокатор? Вам хором талдычать о вреде масел в грунте, (а олифа классическое вареное пасло), а вы снова песню старых художественных маразматиков заводите.
К тому же акриловые грунт поэтому и стал таким популярным, что он как раз и сохраняет эластичность в отличии от того же эмульсионного!

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Акриловый грунт и отличается от остальных видов художественных грунтов тем, что обладает стабильной эластичностью в течении длительного времени. Стабильность измеряется веками. Акрил стабилен даже при попадании прямого солнечного света и активно не выгорает на солнце в отличии от пластиков (полимеров). Эмульсионные (полумасленые и клеево-масляные) грунты, особенно на основе любых видов олифы, не просто становится хрупкими, но и меняют цвет, следовательно, меняют остальной цветовой тон живописи.
И вообще, применение олифы при грунтовке холста является грубым нарушении техники в современных реалиях.

Марина Подгаевская Марина Подгаевская:

Оба-на!!! А в Передвижнике (это магазин) написано, что акриловые грунт для масляных красок как раз нежелателен, а вот эмульсионный для масла самое то!

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Если у нас художника учить не кому, то будут учить магазины. А если по делу: большинство российских грунтованных холстов – это холсты как раз на эмульсионном грунте. Так что…

Аватар Игорь Харитоненко:

Приятно читать мысли единомышленников. Лично мне с эмульсионным грунтом лично было все ясно еще давно. Уж слишком он нестабилен…
Михаил, а как вы относитесь к клеевому и масляному грунту? Думаю, что для масляной живописи тот же масляный грунт не должен быть плохим.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Тоже не очень хорошо. Почитайте мой блог и поймете причину. Но, скажем так, если говорить о европейском стандарте масляного грунта (oil primed), то он считается еще приемлемым. Но, сразу говорю, я ни разу с ним не сталкивался! Он популярен (относительно) на западе. Я лишь общался с коллегами реставраторами.
НО! В начале нулевых известный английский производитель масляных и акриловых красок Винзор и Ньютон (Winsor & Newton) выпустил достаточно обширный материал, где тестировал универсальный (акриловый) грунт (universal primed) и масляный грунт (oil primed). В результате было отдано предпочтение универсальному акриловому грунту.

Аватар Игорь Харитоненко:

Вы не могли бы там этот материал почитать или хотя бы ссылочку?

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

К сожалению, нет. Прошло очень много времени. К тому я же читал материал в англоязычном художественном журнале. Да у меня еще и блога тогда близко не было, поэтому не сообразил перепечатать. Но вы можете поискать в интернет. За прошедшее время тот же самый Винзор и Ньютон выпускали разные статьи по этому поводу. Этих статей было даже много.
Добавлю, что пару лет назад в Италии я ездил на фабрику Белли Арти. Немного погодя пообщался с представителями Ланифицио Прато и Генлкы. Практически все говорили, что универсальный грунт вытесняет масляный по популярности.

Павел Шубников Павел Шубников:

Добавлю, что и не только Винзор и Ньютон про этом писал, но и …. Да и вообще, для человека следящего за «живописной модой» превосходство акрила перед всеми остальными грунтовками не долго является новостью.

Аватар Игорь Харитоненко:

Извините уважаемый, за «живописной модой» особо не слежу. Я слежу за картошкой на своем огороде. Поэтому и спросил!

Александр Гунин Александр Гунин:

Если вы современный русский художник, то одно другому совершенно не должно мешать!!!

Сергей Волков Сергей Волков:

Могу рассказать об этой европейской масляной грунтовке oil primed. Действительно, она выполняется намного сложнее, чем грунтование универсальным акриловым грунтом.
Основная проблема масляного грунта в том, что он имеет плохую адгезию (сцепление) из-за слишком гладкой пленки, которую создает высыхающее масло. В домашних условиях эту шероховатость художники пытаются добиться шлифовкой грунта, что категорически запрещено, поскольку портит грунт и холст! На европейских фабриках же эту шероховатость делают послойной грунтовой через специальные накладки-формы с микроскопическими пупырышками (не знаю как их еще назвать), которые эту шероховатость и обеспечивают. В общем, небо и земля по сравнению с общеизвестной нам масляной грунтовкой. Нам так не жить.

Наталья Сюзева Наталья Сюзева:

Вот же заморачиваются европейцы, но считаю такие сложности избыточными. Уже есть проверенный акрил. Зачем пытаться реанимировать забытое? В общем, нам оного не надобно.

Аватар Станислав Кирсанов:

Здравствуйте и приветствие всем! Нам действительно так не жить. Но желания связываться с какими-либо классическими грунтами теперь больше нет. Я специально после этой статьи почитал историю масляной живописи. А ведь она в принципе-то полна боли страданий и мучений художника.
Клеевой грунт стал популярен как раз из-за разочарования в масляном грунте. Затем пошло разочарование уже в нем и на сцену пришла эмульсия масла и клея. Вот теперь выяснятся, что и она не идеальна оказалась.
Возможно через сто лет и акрил окажется таким же проблемным. Но история также свидетельствует, что возврата к прежнему нет. Поэтому цепляется за эмульсионный грунт, когда уже есть акриловый не имеет смысла.

Ольга Сушкова Ольга Сушкова:

Согласна. Именно что нет смысла, поскольку акрил изначально пришел на смену всяким эмульсиям.

Александр Ходюков Александр Ходюков:

Я так понял все те, кто пишут (масляными красками) на эмульсионном, масляном или клеевом грунте так или иначе станут жертвами своей беспечности, жадности или неверия.

Вадим Стоянов Вадим Стоянов:

Анализируя привычки своих коллег по цеху, скорее всего, исключительно последнего.

Аватар Александр Шанин:

Благодарю за статью Михаил. Давно пользуюсь акриловым грунтом однако по правде сказать с акрилом тоже много мучений. При грунтовании раз на раз не приходится, хотя покупаю самые лучшие и дорогие грунты, вроде Сонет.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Все любители грунтовать холсты самостоятельно должны смириться с тем, что «что-то может пойти не так». Скорее всего ваша проблема заключается в конкретной акриловой дисперсии. Очень много поступает жалоб на разные акриловые грунты российского производства. Покупайте готовы грунтованные холсты, что тут еще можно посоветовать.

Степан Нестерчук Степан Нестерчук:

Универсальную заводскую акриловую грунтовку вы никогда сами не сделаете. Это не то, что б вы взяли обычную акриловую дисперсию добавили титановые белила и все. Там все очень сложно заморочено. Сам пытался много раз ее «скопировать». Ничего не получилось. Художественные грунты Сонет считаю одними из самых достойных российских.

Аватар Иван Художников:

Читаю ваши «разгромные статьи» и поражаюсь. А где доказательства? Где результаты ваших исследований и прочее? Голословно можно легко утверждать. Киплик много книг издал. Он признанный мировой авторитет, а кто извините вы? Я тоже много чего могу написать. Вы мне кажется больше провокациями занимаетесь и дешевым пиаром!

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

А какие вам доказательства нужны? Мои доказательства – это мой опыт, о котором я пишу в легкодоступной форме в виде легких размышлений и итоговых выводов. Я специально избегаю множества технической терминологии и прочего, чтобы обычному человеку было легко читать.
Если вы «читатель» Киплика, то прекрасно знаете, насколько его литература изобилует, мягко скажем, лишней технической информации, словно ты не художник, а ученый-химик. Тем более, чем больше букв в тексте, тем сложнее людям выцеживать действительно полезную информацию. У меня же все максимально просто.

Вы можете обратиться к любому автору подобной книги по технике живописи, которого считаете авторитетом и задать примерно следующей вопрос: «Уважаемый автор, почему на странице 80 вашей книги, в абзаце 6 утверждается то-то и то-то». А он вам ответит по-разному, но смысла его ответа будет сводится к простому тезису: «потому что я этот вопрос исследовал, поэтому собственно я и опубликовал книгу!»

Так что все тезисы в книгах, которые вы видимо считаете более убедительными, чем мои, в действительности тоже не имеют и не имели никаких «бумажных» доказательств, а были основаны лишь она опыте их авторов! Но вы вряд ли подумали бы обратится автору какой-либо книги. И знаете почему? Потому что практически все воспринимают опубликованную книгу или статью в популярной издании как некий серьёзный ДОКУМЕНТ, подтверждающий информацию в ней как данность ИСТИННОСТЬ.
Между тем, это абсолютно не так. Большинство мифов и заблуждений в нашей вопросе пришли к нам именно из книг всяких экспертов (да я думаю это применительно не только к живописи). Но я не об этом.

Да и что вы пристали со своим Кипликом? Киплик был прав для своего времени. Возможно лучше эмульсионного грунта на тот момент действительно и не было. Но Киплик, простите, умер в блокадном Ленинграде еще в великую отечественную войну, а первые акриловые грунты стали применяться в живописи лишь 10-15 годами позже и то в США. В России акрил как художественный дай бог активно применяют лет 15.

Александр Сулимов Александр Сулимов:

Михаил, зря пытаетесь им что-то доказать. Пустая трата времени. Им вряд ли что уже поможет. Секта «Техника живописи Киплика» цветет и пахнет.

Игорь Семенихин Игорь Семенихин:

Во-во! Даже не представляете, как мне тяжело общаться с представителями так называемой классической русской школы живописи. Словно общается с представителем именно религиозной секты!

Мария Павлова Мария Павлова:

В отличии от вас, Михаил хотя бы свое имя называет, товарищ «Иван Художников».

Анна Бочарова Анна Бочарова:

Кому-то нравится акриловый грунт, кому-то эмульсионный, а кому-то масляный. Это дело вкуса в конце концов. Пусть каждый художник пишет на чем хочет!
Проблема, как мне кажется, совсем в другом. Проблема в том, что сторонники традиционной масляного-клеевой школы обвиняют грунт их акрила только лишь по той причине, что он еще молод и не проверен временем! А мне кажется обвинять что-то только по причине его молодости, невзирая на его достоинства, это просто глупость!

Сергей Минаев Сергей Минаев:

Абсолютно поддерживаю. Более того, уже можно говорить, что акрил проверен временем. Много раз проводились эксперименты по химическому состариванию. Акрил всегда все испытания выдерживал.

Виктор Лукьянов Виктор Лукьянов:

Я тоже слышал неоднократно об этом и даже читал на забугорных сайтах. Жаль никто так и не сделал нормального русскоязычного варианта.

Аватар Вадим Чугриев:

Михаил, ваше мнение касательно акрила слишком завышено. Насколько вы можете знать (а вы должны, вы же реставратор), основная проблема акрилового грунта именно в масляной живописи в том, что масляная пленка со временем сохнет и становится ломкой, а акрил остается гибким. Поэтому при деформации холста масляный слой может просто «сойти» с холста!

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Адгезия (сцепление) красочного слоя с грунтом не обратима. Если красочный слой «сходит» с грунта, то это означает плохую (недостаточную) адгезию изначально.

Также могу добавить, что с универсальным акриловым грунтом, о котором я и написал в своей статье, подобных проблем также не отмечено.

Роман Биляев Роман Биляев:

Вот народ! Понаберет в голову всяких страхов, перемешает их внутри вместе мозгами и скипидаром. Если вы, допустим, пишите пастозно и плохо прослушивайте краски, то при деформации холста (я так понимаю, что под «деформацией» вы имели ввиду сворачивание полотна в рулон), ваша живопись может треснуть и отойти в любом случае. Грунт тут не причем и акрил тем более!

Владимир Герасимов Владимир Герасимов:

Данный «дефект» акрилового грунта был описан еще в 70 годах в Европе, потом он подхватился некоторой частью художников. А по факту же произошло классическое: народ в очередной раз перепутал мягкое с кислым. Удивительно, как до России добирается прежде всего самое кривое и ненужное.

Аватар Наталия Смертина:

Да… сильная статья! С эмульсионным грунтом конечно много мороки, но и с акрилом тоже не меньше. Он же тоже разный бывает. На какой попадешь. Мало того, что с трудом пытаешься загрунтовать дырки, так еще он и неэластичный, да плюс к этому начинает тянуть краску! По полтюбика краски уходит!

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Живопись на неплотный (редких) холстах, вне зависимости от того тянущиий грунт вы применяли или нет, быстро станет ломкой и растрескается (об этом писал во многих других записях), даже если сам грунт окажется качественным эластичный и «нетянущим».

Владимир Александров Владимир Александров:

У меня тоже самое безбожно тянет. По мне так эмульсионный или акриловый грунт без разницы, оба являются нагло тянущими грунтами, причем очень даже сильно тянущими. Для меня масляная живопись превратилась в живопись золотом. Подумываю на акрил перейти вообще.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Покупайте качественный европейские грунтованные холсты и не мучайтесь. Они прекрасно сбалансированы на предмет своей «тянущности».
А вообще, подразделение художественных грунтов на слаботянущий среднетянущий и сильнотянущий грунты очень условно и придумано больше магазинами. Я писал отдельную статью.

Виталий Стройнов Виталий Стройнов:

Снова одно и тоже. Жертвы передвижников, красных карандашей, арт-могильников (подвалов и кварталов) и прочих магазинов! Один и тот же грунт, например, тот же акриловый может быть как слаботянущим, так среднетянущий или сильнотянущим. Все зависит от количества пигмента (вспомогательного компонента) в него добавленного (гипс, мел и др.) Даже сами титановые белила тоже в определенном смысле «тянут» связующее из масляных и акриловых и других красок.

Аватар Ольга Клинкова:

Уважаемый Михаил. Спасибо за ваш блог. Я преподаватель в художественной школе. Не могли бы вы написать отдельную статью, где бы была собрана комплексная информация о акриловом художественном грунте, его отличиях и преимуществах от всех остальных видов грунтов, применяемых в живописи. (Я просто обыскала в интернет, но ничего нормального не нашла.) Мне это нужно для методички. Народ надо посвящать!

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

К сожалению «по заказ» писать не могу, да и не умею писать справочные руководства, иначе бы давно сайт переделал в википедию художника. В интернет должно быть.

Алексей Савченко Алексей Савченко:

Отвечу за Михаила! Акриловый грунт состоит из акриловой дисперсии с гипсом или мелом, а также некоторых вспомогательных добавок. В отличии от эмульсии и эмульсионного грунта акрил специально разработан абсолютно прочным и стойким.
С химической точки зрения художественный акриловый грунт – это двухкомпонентная базовая смесь акрила и воды без добавления всяких эмульгаторов. Акрил превосходно размешивается в воде, но не спешивается ней, поэтому при высыпании акрил образует однородную пленку. в отличии от того же самого эмульсионного грунта, в котором высохшая вода все же разрушает однородность пленки и негативно сказывается на ее устойчивости!
После высыхания акриловый грунт не теряет эластичности, что позволяет сохранить свою живопись на бесконечно долгие годы! Помимо этого художественный акриловый грунт водостойкий, укрывистый, быстросохнущий и подходит практически ко всем краскам!

Аватар Ольга Клинкова:

Спасибо помощникам Михаила! :))) Вполне понято стало.

Аватар Любовь Скупова:

Прошу меня простить заранее, если что не так. Но я так и не поняла, чем акриловый грунт отличается от универсального? И тот акриловый и тот тоже акриловый.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Попытаюсь разжевать. Универсальный акриловый художественный грунт это, можно сказать, последняя модификация классического акрилового художественного грунта.
Если классический акриловый художественный грунт базово представляет собой смесь акриловой дисперсии, титановых белил (диоксида титана), нейтрального наполнителя и вспомогательных веществ, то универсальный акриловый художественный грунт отличается наиболее оптимальным соотношением акриловой дисперсии, титановых белил и этих самых вспомогательных веществ.

Аватар Любовь Скупова:

Благодарю!!! Вот теперь все поняла!

Аватар Юрий Грачев:

Дорогие мои! Зря вы так! Эмульсионный грунт незначительно поддается действию сырости (не загнивает), гораздо эластичнее клеевых и масляных грунтов, высыхает через несколько суток и не растворяется в воде! Кроме того эмульсионный грунт обладает высокими адгезией, способствует нормальному просыханию красок в слоях масляной живописи.

Если вы не знали, то добавлю, что эмульсионный грунт является эволюцией клеевого и масляного грунта между собой, то есть полностью или частично объединяет составные компоненты последних: яично-масляный грунт, масляно-яично-клеевой грунт, казеиново-масляный грунт, масляно-клеевой грунт – это известные вариации эмульсионный грунта, по сути представляющие вариации компонентов клеевого и масляного грунтов между собой.

Вячеслав Курсеев Вячеслав Курсеев:

Спасибо за ликбез. Вы, в свою очередь, также не поленитесь просмотреть записи Михаила на тему эмульсионного грунта. Там большинство его достоинств будет подставлены под сомнение.

Александр Олигеров Александр Олигеров:

Вы живите в прошлом, уважаемый! То, что эмульсионный грунт не является настолько уж хорошим, как это принято считать, уже понимали в середине ХХ века!!! Именно тогда разгорелись первые большие споры по этому поводу. Кстати, именно поэтому появился акрил!

В основе эмульсионного грунта лежит собственно эмульсия, а эмульсия – это смешнее двух несмешиваемых между собой веществ (воды и масла) посредством специального третьего вещества – эмульгатора (желатин, казеин, лецитин (яйцо))…
Эмульгатор растворяет в себе масло, после чего растворенное масло равномерно распределяется в воде. Именно распределяется, но не смешивается! Только на взгляд кажется, что получившаяся смесь воды с маслом однородна, но на молекулярном уровне камельки масла лишь равномерно распределились между капельками воды. То есть эмульсия – это не такое и однородное вещество, как может показаться.
Но так ли эта неоднородность эмульсионного грунта опасна для холста?
Безусловно да, поскольку многократно доказано только то, что масло является непримиримым врагом натуральной ткани из льна, хлопка и т.п. Попадая в ткань, масло начинает его растворят или разлагать, за что его мало называют отложенным растворителем. Отложенным потому, что растворяет долго, но уверенно.
В определенном смысле эмульсионный грунт распадается уже даже будучи нанесенным на холст во время сушки: вода высыхает быстрее, а высвободившееся масло остается наедине с холстом.
Но так ли безвреден даже сам эмульгатор, добавляемый в эмульсионный грунт? Именно поэтому многие западные художники называют эмульсионный грунт суррогатом!

Сергей Борцов Сергей Борцов:

Хоть вам уже и ответили я добавлю, поскольку сам химик.
Акриловый и эмульсионный грунт – два принципиально разных видов грунта, и акриловый явно превосходит по прочности и стабильности эмульсионный.

Акриловый грунт – это смесь мельчайших частит акрила (полиарилат) и воды, в которой они (частички) «плавают» во взвешенном состоянии во избежание слипания.
Взвешенное состоянии вещества – это состояние, при котором твердые частицы распределены в среде меньше плотности (как правило, в жидкости) и не соприкасаются с твердой поверхностью, в том числе друг с другом.

Эмульсионный грунт – это смесь двух принципиально враждебных друг к другу жидкостей: масла и воды с клеем (эмульгатором), которые даже промышленным способом очень плохо смешиваются и образуют нестабильное вещество.

После нанесения акрилового грунта на поверхность вода равномерно «бесконфликтно» испаряется, частички акрила прикасаются с твердой поверхностью (в том числе друг с другом) и образуют устойчивые связи. Тогда как эмульсионный грунт просто расслаивается на компоненты: вода выталкивает масло, а масло стремится объединиться друг с другом, со всеми «вытекающими» отсюда последствиями!

Ольга Шагина Ольга Шагина:

Сравнивать акрил с эмульсией, все равно что сравнивать слона и моську. Качество эмульсионного грунта очень нестабильно и всегда зависит от качества используемых ингредиентов и их концентрации, тогда как качество акрилового грунта зависит лишь от доли акриловой дисперсии (активного вещества) в растворе.

Аватар Наталия Шелкова:

Много раз пыталась перейти на акрил, но не получалось. Все время грунты казались слишком… слабыми и жидкими. Накладывала много слоев, но нужного эффекта так и не добилась. В любом случае, в непрочности акрила убедилась на собственном опыте! Он даже воду пропускает! Пока осталась на классической эмульсии.

Ольга Шагина Ольга Шагина:

Ну что мне ответить. Да только очевидное! Гораздо легче купить качественный акриловый грунт, чем сделать качественный эмульсионный грунт! Это во-первых. А во-вторых, нет никаких гарантий, что у готовых покупных уже грунтованных эмульсионным грунтом холстов он вообще окажется качественным!

Аватар Наталия Шелкова:

Возможно, значит пока не пришло время. Нет, что вы я не покупаю ничего готового Если вы про эмульсионные холсты на подобии арт-реалистка и мастер класса, то полностью с вами согласна. Это кот в мешке! Я делаю грунт и грунтую только сама.

Равиль Акмаев Равиль Акмаев:

Ого. Наши любимые женщины еще сами готовят эмульсию? Не переродились еще… в русских селениях. Ну, вы поняли!

Аватар Мария Махова:

Может, не женское это дело обсуждать такое, о почитав обсуждение и проанализировав свой творческий опыт, мне почему-то уверенно кажется, некачественного ХУДОЖЕСТВЕННОГО грунта из акрила не существует.
А во что существует, так это слишком акриловый грунт для каких-нибудь иных задач (например, строительных), которые умные хитрые русские коммерсанты назвали художественным и начали его нам продавать под видом специализированного.

Иветта Поздникова Иветта Поздникова:

Браво! Абсолютно согласна, лучше покупать профессиональные грунты зарубежного производителей, типа Golden, Schmincke, Pebeo, а не какой-нибудь Таир или гаммы с невской палитрой. Меньше будет проблем.

Светлана Каргашина Светлана Каргашина:

Вот-вот! Покупают всякую муть, а потом мучаются! Я бы еще добавила, что многие художники в целях экономии принципиально покупают акриловые грунты для строительных работ. Дабы таких много и они бывают очень недорогими. У меня знакомые столько полотен перегубили из-за них, а потом они начинают пенять на весь акрил и возвращаться к желатиновому клею с льняным маслом.

Аватар Екатерина Кузнецова:

Все это конечно очень интересно, но против акрила настроено много признанных русских классиков. Вот например на сайте арт реалистик написано, что эмульсионные грунты являются обратимыми, что «является большим преимуществом в реставрации картины в отличие от синтетических грунтов (видимо как раз акрила), наводнивших рынок художественных материалов!!!» Вот такие дела, Михаил!

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Абсолютно верно написано: любая картина на эмульсионном грунте с первых же своих дней должна задумываться о реставрации. Извините, но по-другому я прокомментировать это никак не могу.

Аватар Екатерина Кузнецова:

Оценила ответ. Но, Михаил, объективно ради да, но акрил тоже не вечен.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Ничто не вечно, только акрил стареет несоизмеримо медленней классических ингредиентов масляно-клеевых эмульсий.

Ольга Симонова Ольга Симонова:

Ну Михаил, сказали как отрезали… )))))

Татьяна Фрулева Татьяна Фрулева:

Как раньше говорили в русских деревнях «Серпом по…» грунту (эмульсионному конечно)!

Вячеслав Курсеев Вячеслав Курсеев:

У нас всегда классики выступали за классическое. Когда было иначе?
К тому же вы наверное должны понимать, что арт реалистик — это коммерческая фирма, которая продает одноименные холсты как раз на эмульсионном грунте. Каждый продавец защищает свой прилавок.

Аватар Василий Фомюк:

Михаил, чтобы вы не говорили, сколько бы не писали, эмульсии масла и клея останутся основным видом грунта для масла! Грунт акрила тоже не идеальный. Я сам иногда с ним мучаюсь. Сейчас правда меньше (привык видимо).
Но я знаю очень много известных художников, которым просто не нравится писать на акриловом грунте. У них всегда что-то не получается или какие-то проблемы возникают! То натяжкой холста, то с просушкой масляных слоев, то еще чего! В общем очень много неудобств!

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Повторю: все известные проблемы акриловых грунтов связаны либо с некачественными производителями (особенно российскими), либо с грубейшими нарушения техники масляной живописи, совершаемыми самими художниками! Таким художникам никакой грунт не поможет!

Аватар Василий Фомюк:

Михаил, я написал ИЗВЕСТНЫХ художников. А значит. Люди-то все же полагаю не дураки…

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Вы меня извините, у меня нет времени сейчас искать исторические выдержки, но огромное чисто как раз ИЗВЕСТНЫХ художников грубо нарушало технику масляной живописи, в результате чего большое число их работ уже реставрировались по нескольку раз!
А мне лично такие исторические справки и вовсе не нужны: у меня достаточно было своих «клиентов», среди которых ИЗВЕСТНЫЕ художники, которые расплачивались (да и расплачиваются до сих пор) за свои ошибки.

Зиновий Сыдорив Зиновий Сыдорив:

Передайте вашим ИЗВЕСТНЫМ художникам, что эмульсионный грунт медленно но верно разрушает нити холста. В эмульсионном грунте пусть и в малых количество содержится масло, которое вступает в контакт с холстом (проклейка не поможет!), а просачивание в холст масла является одной из причин его порчи.
Одни из аргументов сторонников эмульсионного грунта гласит, масло в эмульсии (оно же эмульгированное масло) имеет несколько другие свойства и не должно просачиваться и тем более разрушать холст. Однако это не так. Как известно, эмульсия это не однородная смесь, масло в эмульсии остается маслом в виде мельчайших капелек и сохраняет все свои свойства. Соответственно после высыхания из эмульсии воды (вода в эмульсии испаряется быстрее масла), масло полноценно впитывается в структуру нити холста со всеми негативными последствиями для него!

Дмитрий Патрушев Дмитрий Патрушев:

Учите, любители эмульсионный грунта — даже самый хорошо приготовленная (размешанная блендером!) эмульсия может привести к появлению на грунте невидимых масляных пятен под нанесенным красочным слоем (!), что проявит себя через локальное пожухание картины ГОДАМИ позже.
Когда это происходило, мы буквально ломали голову и не понимали, что происходит. А между тем происходило то, что называется химия. Эмульсия – это от природы неустойчивое соединение. Размешать ее даже блендером не всегда получается. К тому же эмульсия не хранится и уже через пару часов она начинает распадаться.

Аватар Дмитрий Фесечко:

Извините калеку. А для его вообще грунт нужен? Я всегда думал что проклейки будет достаточно.

Александр Стародубов Александр Стародубов:

Вы явно что-то путаете! Как правило некоторые считают, что как раз грунтовки будет достаточно, а вот проклейка не нужна. Грунт крайне необходим. Все применяемые основания в масляной, акриловой и темперной живописи будь то холст, картон) или дерево должны быть обязательно покрыты слоем грунта. Грунт задерживает выделение связующего вещества (как правило масла) и обеспечивает наилучшее сцепление красочного слоя с поверхностью основы. Помимо этого грунт придает поверхности основы заданный цвет, однородную плотность, необходимую впитывающую способность и дополнительную фактуру.
Кроме того, грунт обеспечивает равномерное просыхание красочного слоя и слоев. Если грунт некачественный или поверхность живописной основы покрыта грунтом с недостаточной/разной плотностью, то красочные слои могут со временем высохнуть неравномерно и растрескаться.

Владимир Кириллов Владимир Кириллов:

Я считаю, что главное свойство всех грунтов – защита поверхности холста или дерева от разрушающего воздействия связующих масляных красок. Связующее масло – это же жесткий растворитель. Хлопок масло разлагает за пару лет, лен медленней, но тоже разлагает. Поэтому роль грунта очень велика.

Аватар Вадим Шуков:

Использовал все существующие в природе грунты, которые выдумала фантазия художника: клеевой, масляный, полуклеевой (полумасленый) масляно-клеевой, яично-масляный и даже масляно-яично-клеевой.

В результате долгих мучений и колдовства остановился только на масляно-клеевой эмульсии и акриловой дисперсии. Долгое время выбрать между ими не мог. Теперь выбор стал очевиден. Благодарю!

Аватар Игорь Шуршаков:

Доброго всем художника. Подскажите, чем художественный акриловый грунт отличается от просто грунта? Состав в принципе один и тот же.

Владимир Пасичник Владимир Пасичник:

В самом названии! Художественный грунт – специализированный грунт для живописи. Обычный (не художественный) грунт как правило создан из акриловых грунтов общего типа (в том числе строительных грунтов) и для живописи не подходит. В него приходится добавлять много, но лучше так не рисковать и купить уже готовый художественный грунт для той или иной живописи (смотрите на этикетку)!

Светлана Шевчук Светлана Шевчук:

Добавлю к комментарию пользователя выше. Лучше покупайте не просто художественный грунт, а эластичный художественный грунт. Он подходит для нанесения, как на мягкую основу (холст, бумагу), так на твердую основу (картон, дерево, фанера, МДФ). Тогда как неэластичный грунт для мягкой основы не подходит, поскольку не переносит малейшую деформацию!

Дмитрий Севрюков Дмитрий Севрюков:

Это далеко не главная причина, по которой выбирают эластичный грунт! Причем тут разные основы? Эластичный грунт должен быть таким сам по себе.

Елена Гагарина Елена Гагарина:

Уважаемый друзья! Я сам долго мучилась-перемучилась с грунтами и могу сказать свой вывод. Вид грунтовки имеет принципиально значение для долговечности живописи. Из-за неправильного выбора грунта можно потом долго страдать. На мой взгляд все эти клеевые, масляные и эмульсионные грунты имеют критические недостатки, которые перечёркивают все их достоинства! Кроме акрилового грунта лучше просто ничего нет!

Аватар Владимир Пиянзин:

Ну что тут еще напишешь… Уверен, что акрил победил только из-за слабости своих конкурентов. Я очень любил обычный клеевой грунт и абсолютно уверен, что он потерял свои позиции только из-за низкого качества клеев. Осетровый и кроликовый клей стал дорогим недоступным, а всякий желатин с казеином по факту просто суррогат. Также именно некачественные именно клеи погубили и эмульсионные грунты, поскольку являются их составной частью. А вовсе не масла, как полагают многие.

Рамиль Гаппасов Рамиль Гаппасов:

Проблема клеевого и эмульсионного грунта в том, что клей разлагается! Чтобы него не клали, включая антисептики, он все равно разлагается! Картины чернели насквозь!

Андрей Шишкин Андрей Шишкин:

Уважаемые! Хватит уже обсуждать эти старомодные грунты. На этом сайте уже итак предостаточно информации об их проблемах. Еще не безызвестный Киплик (классик российской техники живописи) озвучил, уже наверное железный закон художественных грунтов: клеевой или эмульсионный грунт должен быть эластичным без добавления в него каких-либо пластификаторов (типа меда, глицерина и тому подобного), поскольку присутствие любых пластификаторов делает нормальное просыхание клея невозможным!
Непросохший грунт делает загрунтованный холст более подверженным к изменениям атмосферы (влажности и температуры воздуха), а это, в свою очередь, негативно сказывается на просохших слоях живописи.
То есть еще сам Киплик понимал все проблемы, только решения предложить не мог, поскольку в его время акрила еще толком не было.
Поэтому только акриловый грунт, господа, товарищи, мадам, месье! Не морочьте себе и людям голову!

Аватар Яна Запруднова:

Добрый день, Михаил! Посоветуйте, пожалуйста, подойдет ли акриловый универсальный грунт для росписи внутренней стены как основа и каких производителей брать этот универсальный акриловый грунт для холста и для стены? Один и тот же? Заранее спасибо!

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Строительные и художественные акриловые грунты существенно отличаются по качеству для целей живописи. Об этом неоднократно говорится в моем блоге. Наилучшим художественным акриловым грунтом российского производства считаю «Сонет». Но грунт Schmincke лучше.

Аватар Даулет Байдыбеков:

Добрый день! Спасибо за блог. У меня вопрос, можно ли грунтовать холст акриловой грунтовкой без проклейки?

Сергей Минаев Сергей Минаев:

Проклейка холста нужна всегда вне зависимости от типа грунта.

Аватар Даулет Байдыбеков:

Мой вопрос снят. Прошу не рассматривать. Все ответы получил в рубрике «Все о негрунтованных холстах и их проклейке».

Аватар Александр Васильев:

Если относительно грунта выше было много сказано, то скажите пожалуйста: какая проклейка холста сейчас считается самой передовой? Чем проклеены те же итальянские холсты? На сколько я понимаю, она имеет не менее важное значение чем грунт.
Спасибо.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

В передовом мире существует всего два типа проклейки холста: проклейка ПВА и проклейка фабричным желатином.
Говорить какая из них лучше нельзя, поскольку каждая имеет своих сторонников и противников. Мое мнение разделяет популярное мнение многих художников и реставраторов: проклейка фабричным желатином делает холст с красочным слоем более гибким, чем холст с проклейкой ПВА. Дополнительная гибкость, а следовательно устойчивость к внешним деформациям, никогда не повредит в вопросах сохранности живописи.
Итальянские производители используют в основном фабричный желатин, бельгийские производители ПВА, поэтому бельгийские холсты всегда на ощупь более жесткие, а итальянские более мягкие.

Аватар Денис Сотников:

Михаил, добрый день, спасибо за интересный материал. Посоветуйте, пожалуйста, новичку. У меня имеется заказ на изготовление двух картин большого (для меня) размера 260х160см и 170х110см. Рисую я спрей красками на улице, опыт рисования на холстах был акрилом на полотнах небольшого размера. Холсты льняные, мелкое зерно, доставили из СПБ, загрунтованы эмульсионным грунтом, на ощупь шершавые. В силу незнания не прогрунтовал холст перед покраской. Акриловый спрей неприхотлив к поверхности, основной рисунок нарисован без проблем, но запланированный фон с эффектом кракелюрных трещин (одношаговый кракелюр в спрее) не получился, трещины просто не образовались, я так полагаю, холст не был достаточно гладким, потому что на других поверхностях кракелюр-спрей получается хорошо. Теперь имеется дилемма. Имеется холст с закрашенным акриловым спреем фоном и один чистый холст. Думаю купить акриловый грунт и прогрунтовать холсты.
Вопрос: можно ли грунтовать холсты акриловым грунтом на поверхность, покрытую эмульсионным грунтом или покрытую слоем акриловой краски. В наличии есть грунт Сонет и Pebeo. На англоязычном сайте рекомендовано для работы со спрей-красками смешать Gesso (грунт) и Gloss (акриловый герметик), прогрунтовать данным составом холст, после высыхания затереть мелкой наждачной бумагой. Правильный ли дают совет? Не имею представления, что за акриловый герметик рекомендуют, в наличии только строительные акриловые герметики. Спасибо!

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Можно ли грунтовать холсты акриловым грунтом на поверхность, покрытую эмульсионным грунтом или покрытую слоем акриловой краски.

Можно, но если вы боритесь за «идеальную» работу, то лучше этого не делать. Есть простая формула: чем больше в работу намешано, тем менее она устойчива химически.

На англоязычном сайте рекомендовано для работы со спрей-красками смешать Gesso (грунт) и Gloss (акриловый герметик).

Я не слышал про акриловый герметик для художественных работ, поскольку занимаюсь преимущественно масляной живописью, а не акриловой. Вполне возможно, что подобные герметики в Европе существуют, поскольку аксессуаров для акриловой живописью очень много и каждый год появляется что-то новое.

Аватар Юлия Илларионова:

Спасибо за ваш блог, много нужного и полезного. У меня есть вопрос, можно ли тонировать грунтованный холст акриловой краской и акриловой краской с так называемым эффектом перламутра / металлика, ну или делать подмалевок под последующую масляную живопись?

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Имприматура и подмалевок – это художественные приемы для облегчения / усиления эффектов живописи. Они влияют на долговечность красочного слоя лишь опосредованно, поскольку их применение позволяет избежать многих технических ошибок. Поэтому рекомендация очевидна: лучше их делать, чем не делать.

Аватар Анастасия Абрамова:

Вообще я когда училась в Строгановке, то по счастливой случайности сразу стала писать на хороших холстах и грунтах. Дело в том, что ради опыта я купила немецкую проклейку и немецкий грунт, а холст я закупала и закупаю в Роттердаме. Там есть Классенс именно мой любимый медиум зернистости, редко беру fine. Так вот, грунты Шминке – это хорошая и эластичная эмульсия на основе акрила, но сверху можно еще, как дополнительный слой, положить масляный грунт, но не обязательно. Вообще в инструкции было написано, что нужна проклейка и грунт.

Аватар Александр Майоров:

А мне все равно. Я пишу на эмульсионном грунте, а могу и на акриле маслом. В зависимости от настроения.

Аватар Анна Перечникова:

Хотела бы у Вас поинтересоваться, я недавно видела холст Claessens 66 и там написано oil primed (подготовка для масла) и написано, что подходит только для масла. Там не акриловый грунт, так вот. Думаете это плохой холст? На мой взгляд это лучшее, что есть.

Оставить комментарий

Оставить комментарий может любой желающий, для этого достаточно указать свое ИМЯ и ФАМИЛИЮ, и обязательно прочитать правила комментирования, в противной случае ваш отзыв опубликован не будет.
Однако настоятельно рекомендую зарегистрироваться в блоге. Зарегистрированным читателям пользоваться сайтом гораздо удобнее.

Популярные записи блога