С отечественным холстами мы разобрались и назвали вещи своими именами. Я получил много писем поддержки от художников самых разных уровней. Сразу возникает вопрос: какой холст лучше? Что покупать? На каких полотнах не стыдно писать и оставить потомкам? Ответ простой – это длинноволокнистый холст из льна с титано-акриловым грунтом. Лучшей и проверенной основы для живописи маслом и акрилом на сегодняшний день не создано, а те, кто утверждает обратное, лишь пытаются продвинуть коммерческие интересы, нежели защитить интересы художника.
Лучшие производители холста для живописи
Привожу исключительный перечень европейских ТОП производителей длинноволокнистого холста, где в скобочках указаны синонимы названий и брендов:
- Claessens | Классенс;
- Libeco Lagae | Либеко Лагае;
- Pieraccini (Belle Arti) | Пьерачини (Белле Арти);
- Lanificio Prato (Pintura) | Ланифицио Прато (Пинтура);
- Saler (Caravaggio, Richeson) | Салер (Караваджо, Ричесон);
- Alres (Museo) | Алрес (Музео);
- Sennelier (Artfix) | Сеннелье (Артфикс) ;
- Charvin | Шарвин;
- Jerry’s Artarama (Senso) | Джерри Артарама (Сенсо);
- Utrecht (Blick) | Утрих (Блик);
- Fredrix | Фредрикс.
Я принципиально не стал разделять производителей по странам, поскольку такое деление очень условно. Дело в том, что многие производители тесно сотрудничают друг с другом. Так, например, бельгийская компания Libeco Lagae изготавливает также холсты американских брендов Utrecht и Blick, итальянская компания Lanificio изготавливает также холсты для итальянского бренда Pintura, французского бренда Artfix и сотрудничает с американской компанией Fredrix, голландская компания Alres изготавливает также холсты французского бренда Charvin, а итальянская компания Saler изготавливает не только собственные итальянские холсты Caravaggio (Караваджо), но и холсты Richeson Caravaggio для одновременной американской компании и т.д.
Из вышесказанного ясно одно: есть только два лидера по изготовлению длинноволокнистого холста: Бельгия и Италия. Две эти страны и есть законодатели мод в мире мягких основ для живописи, точнее, их верные хранители. Поэтому в определенном смысле весь цивилизованный мир художников пишет на итальянских и бельгийских холстах, а остальные европейские и американские холсты представляют собой по сути те же самые итальянские и бельгийские холсты, но под другими названиями.
Все вышеназванные холсты отличаются эталонным качеством и их можно без каких-либо проблем использовать как в акриловой, так и в масляной живописи. Разница между ними только в цене и доступности приобретения в России.
Холст таких производителей, как: Belle Arti, Caravaggio, Libeco Lagae, Lanificio Prato и Pintura в России приобрести легче всего. Холсты других европейских производителей можно купить только с зарубежных интернет-магазинов.
Добавлю, холсты BelleArti и Caravaggio относятся высокому ценовому диапазону, Libeco Lagae к среднему, Lanificio Prato к низкому. Однако, в данном случае цена на качество абсолютно не влияет.
Псевдо-европейские производители
К сожалению, далеко не все европейские компании производят свой холст непосредственно в Европе и в соответствии со всеми стандартам качества. Прежде всего это итальянская компания Gencla | Генкла, немецкая компания Brauberg | Брауберг и французская компания Pebeo | Пебео. В реальности их продукция изготавливается в Китае и обладает не просто низким, но и опасным для долговечности живописи качеством. Опасность китайского холста является уже доказанной. Отдельно хотел бы отметить итальянскую компанию Italplastic (Italplastic Industriale S.p.A.) | Италпластик, которая обанкротилась в 2014 году, но холсты которой можно до сих пор встретить в российских магазинах.
Важные рекомендации
- Практически все европейские холсты вне зависимости от производителя и типа грунта перед натяжкой на подрамник намачивать водой не рекомендуется. Во-первых, это может привести к порче холста, а во-вторых, к видимому провисанию холста в дальнейшем. Не забывайте, что натягивать грунтованный длинноволокнистый холст необходимо только полностью сухим.
- Если при работе с европейскими холстами вы сталкиваетесь с так называемым эффектом пластичности, когда кисточка немного продавливается или пружинит от холста, то рекомендую ознакомиться с данным комментарием.
- Ни в коем случае не покупайте европейский холст там, где его продают на подрамнике. Длинноволокнистый холст требует усердной (сильной) и правильной (!) натяжки. Обычный человек сможет за один раз натянуть два, максимум три полотна средних размеров. Продавцу же приходится натягивать десятки холстов, поэтому натянуть их все с достаточной силой и правильно просто невозможно физически. Запомните: что бы такие продавцы не говорили и как бы не клялись – все они без исключения используют разные ухищрения для облегчения натяжки холста. Одни смачивают холст обычной водой, другие солевым раствором, а некоторые добавляют специальные реагенты. Все это делается для того, чтобы размягчить сам холст и сделать натяжку более легкой. После такой натяжки холст высыхает уже на подрамнике и сам еще (как бы) дополнительно подтягивается, причем подтягивается достаточно сильно. Такой холст выглядит очень привлекательным и сильно подкупает художника. Однако размягчение холста приводит к повреждению естественного натяжения нитей и холст перестает правильно реагировать на изменения влажности. В результате такой натяжки холст может не только безвозвратно растянуться, но и покрыться кракелюром. Такое может произойти (и часто происходит) даже спустя и 3-5 лет. Другая часть проблемы заключается в том, что подобные продавцы часто подсовывают вместо европейского холста холст китайского производства. Как правило, у холста срезаются борта, он дополнительно грунтуется, косметически шлифуется, если нужно, натягивается по вышеописанной схеме. На глаз отличить такой холст от европейского (тем более уже на подрамнике) практически невозможно. Вывод очень простой: выбирайте европейский холст только в рулоне (и там, где он продаются только в рулоне), учитесь натягивать самостоятельно (по рекомендациям) или обращайтесь к проверенным мастерам.
Комментарии
Спасибо за полезную статью, Михаил. Бегу покупать и итальянские и бельгийские холсты! :-)))
Зачем покупать так много холстов. Попробуйте сначала что-то одно.
Всегда пожалуйста. Творческого вдохновения!
Михаил, статья все же немного не полная. В Италии лен практически не производят. В определённом смысле итальянского льна и не существует. Более 90% европейского лена выращивается на территории Бельгии, а сама Бельгия является практически абсолютным монополистом в льняном производстве Европы. В каком-то смысле европейский лен можно смело назвать бельгийским, а сам бельгийский лен – это легендарный лен! Почитайте его историю!
Только не вздумайте покупать бельгийский лен в магазине «Черная речка». Они продают очень низкоплотный лен. Одно время я думал, что они и вовсе продают китайскую подделку, но оказалось он действительно бельгийский, правда худший из лучшего (худший именно для живописи).
Дело в том, что Либеко Лагае – это гигантская текстильная мануфактура и производит огромное количество льняных полотен и не только для живописи, но и для ресторанов-гостиниц (так называемые технически-сервисные ткани типа скатертей, постельного белья и штор), а эти барыги закупают у них самые дешевые льняные ткани из возможных, которые даже в живописи применять не стоит.
Только испортите впечатление от этого замечательного холста. У меня многие знакомые художники попали в подобную ситуацию.
Запомните: плотность негрунтованного льняного холста, т.е. холста без грунта должна быть минимум 220г/м2. Все ткани с плотностью меньше 220 г/м2 холстами НЕ являются!
Также запомните на всю свою дальнейшую жизнь – европейского холста, например, Caravaggio и Lanificio Prato на подрамнике не существует в принципе! Эти холсты только рулонные! Все, кто продают такой холст уже на подрамнике – обманщики. Все, без исключения! Сначала будет все хорошо, а потом все плохо. Проверено неоднократно мной и моими коллегами на тоннах слез. Как правило у таких жуликов современные стильные зазывающие сайты. Некоторые прикрываются даже реставраторами! Короче говоря, как видите, что кто-то предлагает такие холсты на подрамниках, бегите от них сразу!
Я с вами соглашусь, да я и не утверждал, что итальянцы производят холсты непосредственно из итальянского льна. Приятно конечно, что ко мне приходят такие эксперты.
Касательно бельгийского льна Вы тоже правы. Я о нем уже писал года два назад в статье про негрунтованные холсты и могу еще написать целый эпос. Просто я не думал, что это кому-то нужно…
Бельгийский лен действительно является самым лучшим и самым прочным льном в мире и его в каком-то смысле можно называть легендарным. Насколько я знаю, что именно с него началась европейская история живописи именно на холсте. До этого художники фламандцы предпочитали твердые основания.
Касательно плотности негрунтованного холста полностью с вами согласен.
Вы только не подумайте, я не продираюсь к вам. Просто если вы эксперт, то будьте им до конца.
Замечу, бельгийский лен в свое время одолел и французский, английский и итальянский лен вместе взятые и зарекомендовал себя на протяжении многих столетий. Это марка сопоставимая с Эпл. Если в 50-х годах еще пытались дискуссировать, какой европейский лен самый лучший, то сейчас уже нет. Просто все конкуренты бельгийского льна вымерли физически.
Вы меня застыдили про эксперта!
Извините, если обидел. В любом случае я всегда с вами!
Здравствуйте, Вадим! Ваша осведомленность впечатляет. Не знаете ли Вы что-нибудь по поводу холстов (или самой итальянской фабрики Gencla основанной в 1974 году основанной в 1974 году, основанной в 1974 году)? Нигде ничего о ней нет, ее холсты продаются только в одном магазине Rokart
Буду очень благодарна за ответ, так как я там заказала холст на подрамнике и заказ уже выполнен, но прочитала у Михаила, что это псевдо-италия, и холсты китайские.
С уважением, Татьяна
Gencla в отличии других итальянских фабрик никогда не являлась текстильной фабрикой полного цикла, т.е. она не ткет полотна и закупает готовые у других фабрик (и что-то я сильно сомневаюсь что у бельгийских, поскольку их качество разительно отличается), а потом их грунтует и упаковывает. В этом плане это чистый виртуальный бренд типа холстов АртРеалисик. Выводе делайте сами. Я в большинстве своём использую только бельгийские холсты и именно негрунтованные. Это залог качественного полотна. А грунт я и сам сделаю.
Здравствуйте, Вадим. Можете что либо сказать по данному холсту: CARAVAGGIO. Холсты изготовлены из высококачественных материалов, что позволяет обеспечить живописи сохранность в течении долгих лет. Холст среднезернистый из 75% хлопка и 25% синтетической нити. по основе 7,2-10 нитей в см по утку 7,2- 9 нитей в см. Италия.
Никогда не связывайтесь с хлопком, в каком бы облачении он не был. Фирма-производитель и утка значения не имеют.
Синтетическая нить существенно уменьшает провисание холста, особенное первые годы. Когда же начинает распадаться хлопок – с работой будет твориться в точности то, что в при 100% хлопке. Правда есть нюанс, из-за содержания в холсте синтетики работа начинает распадаться не полностью до локальных дыр, а как бы просвечиваться, чем очень напоминает застиранную наволочку. Но какая разница: будут ли в работе дырки или она будет представлять собой решето?
Уж лучше брать 100% синтетическую нить — таких проблем в нем нет.
Собственно добавление в хлопок синтетики и было только ради того, чтобы дать гарантированно хлопку хотя бы 10 лет «безоблачной» жизни. Это чистейший маркетинг и игра на наших больных местах, одно из которых — провисание холста.
Я кстати была в Бельгии. Там шикарные льняные плантации. Они огромные! Больше таких в Европе нигде не видела. Бельгийцы любят говорить: «все дороги живописи ведут в Бельгию». Красиво сказано!
Да, очень красиво сказано!
Извините, что встреваю в дискуссию, не могли бы вы объяснить. Я так и не поняла: холсты из бельгийского льна производят только бельгийские производители холстов? Если так, то из какого льна производят холсты другие указанные вами производители. Например, те же самые итальянцы?
Просто я тут начиталась про этот ваш бельгийский лен и слюнки текут, а сама покупаю уже три года холсты фирмы Караваджо. Они свои холсты из бельгийского льна делают надеюсь?
Вопрос хороший. Во-первых, холсты Караваджо производит не фирма Караваджо, а фирма Saler (кстати, я об этом писал).
Во-вторых, запомните: все европейские производители холстов используют бельгийский лен. Другого льна в Европе просто нет в необходимом достатке. Другое дело, что одни производители об этом говорят, а другие нет. На холстах Караваджо не указано, что они изготовлены именно из бельгийского льна, но, мне кажется, это сделано потому, что итальянцы завидуют бельгийцам и не хотят призвать, что они используют их лен, а своего не имеют. Точно же такая история с итальянскими холстами P.E.R. Belle Arti. Там тоже не указано, из какого льна они изготавливаются, но мне думается, что это тот же самый бельгийский лен.
Так что не волнуйтесь, бельгийский лен покупает вся Европа и весь мир.
Михаил, очень и очень НУЖНО! Вы не представляете, как многие далеки от этого… в частности, я про себя…
Вот Вы поправили Михаила, а я в свою очередь поправлю вас. Далеко не весь бельгийский лен принадлежит именно бельгийцам. Часть плантаций принадлежит голландцам и французам. Они культивируют свой лен по-своему! Он даже называется у них по-другому. Часто можно встретить такое название как фламандский лен – Flanders Linen. Так на самом деле этот лен испокон веков принадлежит голландцам, хотя и растет на территории современной Бельгии. Бельгийский лен и фламандский лен – это разный лен, хотя его оба можно назвать бельгийским и так и называют.
Это я все к чему? Это я к тому, что именно поэтому один бельгийский лен дорогой, а другой более дешевый.
Мне думается, что некоторые итальянские производители холстов покупают лен именно у французов или голландцев, а не у бельгийцев, поскольку бельгийский лен у самих бельгийцев очень уж дорогой!
Спасибо за поддержку. Я вот в такие тонкости даже не залезал! С другой стороны, какая разница, главное, что сам лен качественный.
Ну вы знаете Михаил, тут дело не в качестве, а в грамотности. Все же следует признать, что у бельгийского льна тоже есть разные производители, а значит и сам лен будет разным.
Вы же согласитесь, что лен у тех же самых бельгийских холстов Libeco Lagae отличаются по цвету практически от всех итальянских холстов! Это как минимум означает, что бельгийские и итальянские производители использую разный бельгийский лен!
Я не проводил таких тонких экспертиз. Я лишь знаю, что лен меняется по цвету между серым, серо-зеленым, желто-зеленым и светло-желтым в зависимости от сезона. Вполне вероятно, что бельгийцы оставляют сливки урожая себе, а остальные продают на сторону. Это, в принципе, логично. Но опять же, я уже 20 лет работаю с европейскими холстами и изучил в них каждую ниточку – лен и у бельгийцев и у итальянцев качественный. Если и существуют различия между итальянскими и бельгийскими холстами (а они безусловно существуют), так это только в плетении и грунте. Но это тема совсем другая.
Я также точно знаю, что у Belle Arti и Lanificio Prato есть (по крайней мере были) холсты из бельгийского льна Libeco Lagae, то есть, как вы говорите, из бельгийского льна, который принадлежит бельгийцам! (Уф, черт ногу сломит) Просто возможно итальянцы производят из этого льна не все холсты, а лишь некоторые отдельные серии или виды холстов.
Но в целом повторюсь, я считаю все это придирками, поскольку у меня, как у реставратора, претензий по качеству льна к итальянцам нет. У них прекрасный лен!
Все просто. Бельгийцы дерут три шкуры за свой лен, поскольку это уже вековой бренд. Французы и голландцы видимо поскромнее.
Прочитал ваше замечание про «Чёрную речку» и прослезился. Жаль, что вас не было раньше. Я покупал у них бельгийский холст года три, пока мне случайно не привезли его из самой Бельгии. Был очень разительно удивлён различием в плотности. Мне вообще кажется, что черноречные продавцы продают не художественные полотна, а просто льняные ткани!
А Черная речка и продает именно бельгийские льняные ткани под видом бельгийского холста, а точнее они хитро «размешивают» свой ассортимент и подсовывают среди холстов обычные ткани. Это вообще очень ловкий маркетинговый ход, ибо наш несведущий художник купится на европейский бренд и разницы не заметит.
В принципе, эти ткани тоже можно использовать в живописи, но только в том случае, если другая альтернатива называется «белорусский или российской холст». Естественно по сравнению с нашими холстам такие бельгийские ткани покажутся шиком (на это, кстати, продавцы и рассчитывают), но этот как себя самого грабить. Какой смысл покупать бельгийский холст за безумные деньги в надежде получить лучшее качество, если тебе не холст дают, а низкоплотную ткань подсовывают!
Я вообще после этого в черной речки ничего не покупаю.
Михаил, вопрос как к эксперту по всем холстам )))) В интернете нашел сайт, где продают указанные вами итальянские холсты по подозрительно дешевой цене. Они могут быть поддельными или китайскими? Как-то страшновато покупать!
Сейчас никто уже не «подделывает» Италию, и тем более не выдает Китай за Италию, по крайней мере в холстах точно. Китай давно уже стал самодостаточным. Подобные манипуляции остались в прошлом.
А что касается подозрительно дешевой цены, то вы просто знайте: если покупать холсты у частников или частных объединений (например, через художественные мастерские, багетчиков, школы живописи, творческие студии и т.п.), либо непосредственно с завода-изготовителя или через совместную закупку, то даже самые дорогие итальянские, да и любые европейские холсты могут вам обойтись практически в два раза дешевле! Если же вы нашли сайт именно магазина с подозрительно дешевая ценами, то, скорее всего, вы попали на «ликвидацию товара». Спешите и покупайте, что могу сказать.
Ну теперь я полностью спокоен!!!
Все правильно сказано. Я давно уже покупаю все материалы и кисточки и холсты краски через свою художественную студию. Выходит конечно не в два раза дешевле, но процентов 50% удается сэкономить.
А я покупаю в своей художественной школе настоящие итальянские холсты, которых даже в наших магазинах нет!
Уже как пять лет совместная закупка и никаких проблем. Точнее проблемы конечно есть с таможней, но это того стоит. И не только холсты, но и краски. Все везем из Европы. В магазине просто отучился покупать, чего и всем желаю!
Все правильно, покупать художественные материалы холсты надо у частников и частных объединений. Умные люди только так и делают.
В наших художественных магазинах покупают только дураки либо ленивые, что в принципе также атрибут дураков. А потом они собираются на всяких форумах и плачутся, что все очень дорого. Однако покупать с рук или там через совместную закупку или еще как подсуетиться они решительно не хотят.
Я вот закупил итальянские холсты с рук. Взял 5 рулонов по 10 метров каждый. Теперь хватит наверное на десять лет. Сижу довольный и радостный, поскольку в магазине они стоят в 3 раза дороже.
Суровая правда как есть! Но далеко не каждый себе признается в этом.
Согласна. Мало того, что магазинах все дорого, так еще там нет очень многого.
Ну почему сразу дураки, кто-то только встает на этот путь и не знает всех нюансов. Век живи, век учись. Если Вы думаете, что все знаете, значит Вы что-то пропустили…
Вот так почитаешь комментарии и почувствуешь себя тем «чудаком» на букву «м», кто еще покупает в наших магазинах!!!!
Вы не одиноки :)))
Аналогично!!! Сижу с широко открытыми глазами!
Я покупаю холсты у своего багетного мастера и никаких проблем не испытываю. Магазинам вообще не доверяю. После падения совка доверие к магазинам кончилось.
А вот у меня совсем другой случился опыт с багетным мастером и не с одним! Долгое время закупал холсты на подрамниках в достаточно известной в москве мастерской, а оказалось что под видом льняных холстов они продавали смесь. Я это понял лишь год спустя. У другого мастера оказалось тоже самое!
Думается, что багетные мастерские используют доверие художников и впаривают дешевку под видом качества.
Последнее время я неоднократно сталкивался с подобными историями про багетчиков, но тут, скорее всего, сами багетчики пали жертвами китайских холстов.
Дело в том, что багетчики часто покупают холсты и рамы в Китае используя «мутные посреднические схемы», где часто под видом льна им суют смеси с хлопком.
В следующий раз Вы просто изначально требуйте только холсты из Европы. Если же багетчик не сможет вам предложить европейский холст по приемлемой цене, покупайте его в другом месте, а у багетчика просто натягивайте холст на подрамник.
Багетчики все же гораздо более порядочные люди с точки зрения коммерческой этики, чем магазины.
К тому же у багетчиков можно купить холсты существенно дешевле.
Коллеги, тоже самое было! Все же багетному мастеру лучше доверить натяжку полотна на подрамник и оформление готовой картины в багет – он для этого он и предназначен. А вот приобретение холстов лучше оставить себе.
Добрый день! Может поделитесь информацией где нашли недорогие цены?тоже очень надо:)))
Я писал на итальянских холстах Караваджо и американских Караваджо. Покупал их неоднократно и абсолютно уверенно заявляю – это разные холсты! Так что вы ошибаетесь!
Не ошибаюсь. Это вполне нормально. Даже более того скажу, так и должно быть. И американский и итальянский холст Караваджо изготавливаются одним производителем Saler. Так, например, холсты французские холсты Artfix и Charvin тоже разные, но и те и другие изготавливаются Lanificio Prato. Причем это не мешает Lanificio Prato изготавливать даже собственные холсты, которые в свое очередь не похоже ни на холсты Artfix, ни на Charvin. Это такой маркетинг.
Покупал, покупаю и буду покупать наши холсты. Какая же чушь тут понаписана!!!
Вам никто не запрещает покупать отечественные холсты, но ваша преданность отечественному производителю автоматически не превращает сказанное здесь в чушь. Если будет время, посетите мою статью про российские холсты. Если вам не безразлична судьба своих картин, думаю, она будет вам полезна.
Очередной уличный художник-патриот, любитель мешковины и крахмального клейстера.
Давайте все же не будем переходить на личности. У каждого художника есть свои убеждения, на которых его воспитали.
Вы попробуйте написать шедевр на отечественной акварельной бумаге и на импортной. Я думаю Вы ощутите разницу. Тоже самое касается и холстов. Мы служим искусству и людям. И не должны впаривать г… Нам самим же это тоже не понравится.
Читаешь статью, затем комменты и чувствуешь себя полным идиотом, который всю жизнь прожил в Мухосранске. Очень интересный сайт, спасибо.
Благодарю Вас. Приятно слышать, что мое дело полезно людям! В остальном, не относитесь к себе так критично. Очень многие столичные художники не знают о представленной здесь информации.
Эх, жаль конечно, что жизнь прожита зря. Я уже слишком стар, чтобы менять свой репинский холст на что-либо еще. Рука набита. Зато моей дочери передам. Она тоже художник и мучается с нашими холстами.
Никогда не поздно начинать. Дочери обязательно передавайте!
Тут видимо сборище зажравшейся художественной интеллигенции. Обмусоливают покупку того, что большинству художников не купить даже в фантазии! Вы цены на эти холсты видели? Российскому художнику не по карману буржуйские приблуды, пора бы понимать это.
Художники есть и должны быть интеллигенцией, коллега. Некоторые обсуждаемые здесь европейские холсты можно вполне приобрести в России по человеческим ценам. Причем, прошу заметить, они будут лишь немного дороже российских холстов, а в некоторых случаях даже дешевле. Просто надо уметь искать, не зацикливаться на старых привычках и подходах в привычные арт магазины.
Не знаю, как народ достает Европу по нормальным ценам, но те же самые бельгийские холсты всегда были уж очень дорогими. За всю жизнь рисовал на нем лишь несколько раз. Конечно впечатления остались самые приятные, но цена — просто реальное издевательство.
За качество надо платить и за право называться художником с большой буквы тоже. Но я все же соглашусь с предыдущим комментатором. Если не считать итальянские холсты Караваджо и Белле Арти, то остальные западные холсты и даже бельгийские можно достать по вполне нормальным ценам. Поищите на художественных форумах и в интернет среди художников-коллег.
Вот интересно почему в России и Белоруссии не научатся выращивать бельгийский лен. У нас же схожие природные условия вроде.
Мало иметь подходящие природные условия, к тому же природные условия в Бельгии все же отличатся и технология его культивирования тоже. Качественный лен нужно еще уметь выращивать. Но главное отличие – это люди.
Здравствуйте! Я нисколечко не боюсь показаться самой глупой и поэтому спрошу: объясните пожалуйста, почему именно бельгийский лен самый лучший?
Здравствуйте. Мы уже обсуждали почему. Почитайте обсуждение выше. Я даже не знаю, что тут еще добавить.
А почему астраханские помидоры самые вкусные? Ну, не выращивают нигде больше в мире лен так качественно, как в Бельгии. Они этим занимаются более 500 лет. Могут же они себе позволить за столько длительный срок делать это лучше всех? Льняная отрасль Фландрии (Бельгии) переживала много кризисов, но осталась лучшей в мире.
Так, теперь даже я запуталась. То есть покупать лучше бельгийские холсты, а не итальянские? Так?
Нет, покупать можно смело и бельгийские и итальянские холсты. В итальянских холстах также используется бельгийский лен. Это вопрос больше приверженности той или иной марки. Кому-то нравится одно, кому-то другое.
А-а-а! Спасибо, теперь все снова разложено по полочкам!
Мне бельгийские холсты нравится больше итальянских. Покупаю их уже больше трех лет и доволен.
Могу ли я поинтересоваться, чем они лучше итальянских?
Не знаю, просто нравятся больше. Мне кажется, они солиднее выглядят.
Добрый день, Сергей!
Читаю эту тему уже более недели, но никак не найду, где можно купить эти самые бельгийские или итальянские холсты?
Не подскажете?
Буду очень благодарна, Александра ))
Здравствуйте Михаил! Приятно, что у нас в России хоть кто-то взялся за такое неблагодарное дело, как разъяснительная работа с населением. Я вот покупаю итальянские холсты Lanificio Prato. Шикарные холсты и не дорогие! Всем советую!
Здравствуете. Благодарю за поддержку. Согласен. Очень хорошие холсты. Сам пользуюсь ими уже продолжительное время.
Михаил, а вот такой вопрос. Сейчас же большинство всех европейских производителей, особенно итальянских текстильные производства перенесли в Китай.
Не совсем понял, в чем состоит вопрос?
Вопрос в том, что нет ничего итальянского, французского, бельгийского, есть китайское.
Это больше походит не на вопрос, а утверждение. Тем не менее отвечу Вам: ничего подобного. Европа в Европе, Китай в Китае. Не хороните Европу раньше времени, у них там все нормально. Вообще про Китай в целом и китайские холсты и частности я как-нибудь напишу отдельный материал, уж слишком много вопросов про него на почту прислали.
Спасибо! Это хорошо, а то я уже боялась!
Более 5 лет потратила на изучение холстов, итогом которого стала покупка холстов из Европы. Чего всем и желаю! Берегите свою репутацию!
Хорошее и правильное дело!
Здравствуйте Михаил, извините, если не в тему. Подскажите пожалуйста, где купить хороший портерный мелкозернистый холст? Очень нужен!
Здравствуйте и Вам. Где купить не подскажу, а вот какой покупать – пожалуйста.
Во-первых, не все мелкозернистые холсты являются портретными, но все портретные холсты являются мелкозернистыми.
Портретный холст – это мелкозернистый холст особой плотности. Если вы хотите нарисовать реалистичный качественный портрет, проверяйте плотность холста: на нем (в негрунтованном варианте) не должно быть даже малейших просветов!
Плотность портретного холста (в негрунтованном виде) для масляной, акриловой и темперной живописи должна быть не менее 210 гр./м2 для льняного холста, 170 гр./м2 для хлопково-льняного холста и 150 гр./м2 для синтетического холста из полиэстера. Для акварельной живописи плотность портретного холста должна составлять не менее 120 гр./м2 вне зависимости от материала холста.
Лучшие грунтованные портретные холсты, на мой взгляд, это итальянские P.E.R. Belle Arti и Lanificio Prato, а если, допустим, вам нужны негрунтованные, то это конечно же бельгийские холсты Libeco Lagae класса super fine (сверх мелкое зерно)
Михаил, вы себя считаете себя экспертом всей земли. А знаете ли вы, что ваша продвинутая Европа закупает лен в Белоруссии? Причем закупает давно, поэтому все ваши так сказать бельгийские супер-пупер холсты – это в том числе и белорусские!
Европейские текстильные мануфактуры действительно закупали (может иногда и закупают) лен из других стран, в том числе из Белоруссии. Это случается в кризисы неурожая. Что здесь такого особенного? Более того скажу, я видел льняную нить, состоящую из смеси европейского и белорусского льна, а вот холстов из нее никогда не видел. Так что никакого массового производства европейских холстов из белорусского льна нет. Не котируется белорусский лен в Европе, по крайней мере для изготовления холстов.
Добрый день Михаил. Спасибо за интересный блог. Наверно я покажусь немного странным, но я покупала холст Караваджо в Черной речке и мне он не понравился. Они все какое-то в пупырышках оказались! Я просто в шоке неделю сидела.
Добрый. Холсты Караваджо никогда в пупырышках не были. Скорее всего, вы купили другой холст. У меня других объяснений просто быть не может.
Караваджо покупайте только в Арт квартале! Там точно настоящие холсты.
Чёрная речка никогда Караваджо не продавала. Не знаю, как вы там умудрились их найти!
Здравствуйте, Михаил! Почитала вашу статью и очень заинтересовалась холстами из Италии ланифицио прато и пинтура, но в интернет не нашла никакой о них информации. Даже в магазинах их не нашла. Вы что-нибудь можете о них сказать побольше?
Доброго времени. В наших магазинах много что не продается. Я бы сказал, вы даже не представляете сколько!
Я не знаю, как вы искали, но про Lanificio и Pintura в интернете написано очень немало. Например Lanificio это вообще ведущий итальянский производитель текстиля. Они выпускают много разной продукции. В Европе самые известные их холсты называются Pintura, Artfix, в Америке Fredrix. Есть еще и другие, я просто всех не помню. Это все изготавливает один и тот же холдинг Lanificio. Что же касается Pintura, то это специализированная фабрика. Занимается только холстами и ничем больше, причем занимается достаточно давно. Кстати, холсты Pintura практически неизвестны в Европе, кроме самой Италии, что мешает и быть достаточно известным производителем в остальных странах под торговой маркой Charvin.
Михаил, я бы добавил так: в наших магазинах много что не продается, и продаваться не будет специально!
Прямо в точку!
Девушка, холсты ланифицио продавались в свое время в Арт квартале. После валютного кризиса 2014 года они пропали. Вместо них появилась Генкла. Это я так, для справки.
Я кстати тоже покупал их в арт квартале. Очень расстроился, когда они оттуда пропали. Мне они нравились намного лучше генклы. Потом покупал их в магазине малевич и в салоне на арбате, но потом они исчезли и оттуда. Вообще после кризиса из магазинов много что пропало зарубежного. Краски винзор ньютон теперь хрен где достанешь до сих пор!
Я совсем недавно покупал холсты российского производства из бельгийского льна. Очень качественные холсты!
Интересно, где вы их покупали и как они назывались? Российские предприятия никогда не изготавливали продукцию не то что из бельгийского льна, но даже из европейского. Вы явно что-то попутали.
Михаил здравствуйте, у меня самостоятельно не получается найти на Бельгийских и Итальянских сайтах лён саржевого плетения, подскажите пожалуйста кто их производит?
Никогда не встречал среди бельгийских и итальянских холстов саржевого плетения.
Мне одному кажется, что исходя из общего посыла темы холсты чуть не важнее красок получаются?
Не одному! Но с другой стороны это даже логично. Представьте, что холст это стена, а краски это собственно краски. Вот вы покрасите дырявую стену дорогими и качественными красками… И что толку, если она быстро развалится? Холст реально важнее красок! А вот на красках можно и с экономить.
Приветствую художественное сообщество! Хотел бы поделиться своими эмоциями. Когда я первый раз купил итальянский холст, я даже не знаю… это как с Запорожца на Мерседес пересесть. Холст был очень гладким и совсем не требовал шлифовки. Взял и рисуй! Первый раз такой гладкий холст увидел. Долго боялся к нему притрагиваться. Еще краской пачкать!!!
Да, все так и есть. Мой первый европейский холст был бельгийский. Я прекрасно помню его. Это был среднезернистый негрунтованный холст Libeco Lagae. Тогда я писал на негрунтованных. До сих пор воспоминания живы. Было это в далеком 96 году, когда еще Ельцин царствовал, а по улицам бандиты ходили. Нам в мастерскую его прислали под заказ.
Я, честно сказать, с позиции прошедшего времени уже удивляюсь, как можно писать на чем-то другом. Хоть я сейчас работаю на грунтованных итальянских, моя первая любовь все равно бельгийские негрунтованные холсты. А какой от них шел аромат душистого льна! Не забыть!
Здорово! ))
Красиво рассказали. Поэтично даже!
Бельгийский лен просто шикарен! Он настолько прочный. Просто идеален для живописи! Лучшего льна просто нет. Никогда его не забуду!
Спасибо, приятно видеть ценителя. Где таких еще встретишь, как не в глобальной паутине. В реале вокруг один любители рисовать на картофельных мешках! Как затронешь эту тему, так начинают смотреть как на умалишенного.
Знакомое чувство, когда ты «не такой, как все»! )))
Прочитал ваши статьи про наши российские холсты, с которым у меня проблем никогда не было, теперь что покупать и что не покупать. Все не могу понять, чьи интересы вы обслуживаете?
Интересы искусства.
Не думаю Михаил!!!
Не думайте, как Вам будет угодно.
Михаил, этот человек наверное пришел с какой-нибудь подмосковной текстильной фабрики. Они как только слышат правду про их продукцию отвечают по шаблону — это все пятая колона и заказ враждебного запада.
Чьи интересы «обслуживает» Михаил — это больше философский вопрос, а вот чьи конкретные интересы пытаетесь защитить вы — уже вполне понятно!
Михаил, мое почтение. А как вы относитесь к живописи на твердом основании? Все-таки европейские холсты, чтобы тут про них хорошего не писали, для меня все равно слишком дороги! )))) Заранее благодарю!
Положительно отношусь, но только если живопись будет на холсте, приклеенном к этому твёрдому основанию. При этом сам холст тоже должен быть обязательной качественный плотный, а не рыхлый и низкосортный.
Поэтому если вы заинтересованы в качественной живописи, то, к сожалению, без опередёленных трат не обойтись.
Что же касается живописи непосредственно на твердом основании, то к такой живописи я отношусь куда менее положительно. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев такая живопись не отличается достаточной прочностью с точки зрения времени в силу множества разных причин, обсуждать которые здесь не имеет смысла ввиду сложности и объемности самой проблемы.
Понятно ((( Спасибо за ответ! Будем копить!
Ну как грится, кому у буржуев покупать, а кому с Россией куковать.
Каждый сам покупает выбирает свою художественную судьбу. Не стоит отказывать в качестве себе, особенно когда речь идет об искусстве.
Полностью согласен. Хорошо сказано.
Я бы сказал, когда речь идет об искусстве, о себе надо думать далеко не в первую очередь.
Вот они золотые слова, которая я так хотела когда-нибудь от вас услышать!
Доброго дня. В целом со всем изложенным согласен. Но вот мне например никогда не нравилась генкла. Только теперь стало понятно почему. Даже и не знал, что она в Китае делается. Раза три ее покупал и всегда холсты оказывались шершавыми. Сейчас разоряюсь на Караваджо и каждый раз давлюсь от их цены.
Не разоряйтесь. Попробуйте ланифицио прато. Они в той же ценовой категории, но на порядок лучше!
Да уж сил не менять эти холсты. К каждому привыкаешь как женщине!
Полностью согласен с рекомендацией. Тоже в свое время с генклы перешел на ланифицио. Был приятно удивлен, холсты действительно принципиально лучше оказались! Уже третий год пользуюсь.
А я с белле арти перешла на Ланифицио. Довольна ))) Холсты в ТРИ раза дешевле, а также же классные!
У генклы бывает качество страдает. Раньше думала, ну как итальянцы могут так безалаберно относится к качеству, а они и не итальянцы вовсе оказались. Ладно там шероховатости, мне один рулон с полосами продали. Я за него 22 тысячи заплатила!
Просто как бальзам на душу!
А я не только холсты покупаю напрямую из Италии, я еще и краски покупаю с Франции из натуральных пигментов. И мне не стыдно здесь это писать здесь. Как-то написал подобное на Артнау, так меня чуть не сгрызли.
Всем успешного и денежного творчества!
Ох и снова этот артнау. Он уже обсуждался в посте про патриотические (русские) холсты. О покойниках либо хорошо, либо ничего. Так что лучше его не вспоминать.
Спасибо Вам Михаил за такую правильную статью. Она очень сильно подбадривает. Лишний раз убеждаюсь в правильности своего выбора. Я давно уже рисую на заграничных холстах. Сама до этого допедрила. САМА! На меня многие смотрели как на дуру, а теперь еще не известно кто из нас дурак! Вообще и я сама никогда не понимала, как можно рисовать на наших дырявых холстах. Ведь как тряпки ей богу! Сама искала и долго изучала этот вопрос. Покупаю холсты уже более 10 лет напрямую из-за границы.
И вам Спасибо. Успехов в творчестве.
Скажите, пожалуйста, как Вы покупаете напрямую из Европы? Спасибо!
Добрый день,Елена!
Очень нужно купить качественный европейский холст. Не знаю как это сделать. Посоветуйте, буду очень признательна.
Михаилу большая благодарность, его блог окончательно убедил в правильности моего решения. Перешёл с китайского ширпотреба под Российскими брендами, на Lani Prato с универсальным грунтом. Натягиваю сам, несложно. Дороговато выходит доставка холста и подрамников из Москвы в провинцию, но при сравнении с магазинными, готовыми, выходит по цене одинаково. Доволен качеством холста, могу делать размеры на своё усмотрение. Думаю, лучше меньше, но качественнее, чем много, быстро и на дырявых холстах.
PS: Сейчас пишу маслом Старая Голландия и + несколько красок Рембрандт. Они стоят своей цены на 100%. Всем творческих успехов.
Здравствуйте, скажите пожалуйста так какие холсты можно покупать и где?
Прочитайте статью внимательнее с начала. Михаил написал перечень западных производителей качественных холстов, всё ясно и чётко. Какие легче купить в России. Далее зависит только от Ваших финансовых возможностей, интернет магазинов с доставкой большое количество.
PS: Не в обиду. Раз Вы не поняли из статьи Михаила и не помогли комментарии, то возможно пока не время покупать холст из Европы.
Цитата: «Итальянские холсты BelleArti и Caravaggio относятся высокому ценовому диапазону, бельгийские Libeco Lagae к среднему, Lanificio Prato к низкому. Однако в данном случае цена на качество абсолютно не влияет.»
А отчего же тогда разница по цене в почти что два раза, если не качество холста? Например, рулон Lanificio Prato 2.1 x 10 м стоит 22,000 р. и такой же (по плотности, зернистости, типу грунта и размеру) холст Claessens стоит 42,000 р? Вряд ли такая разница только за брэнд. Проясните, пожалуйста, отчего такой разброс ценового диапазона из указанных, казалось бы, рекомендованных высококачественных холстов.
Маркетинговые пути, как и пути господни, неисповедимы. Мне не давно знать всех нюансов. Я лишь конечный потребитель, который рассказывает о качестве холстов.
Мне лишь известно, что Lanificio Prato изготавливает многие известные холсты, цены на которые практически соответствуют уровню цен на бельгийские холсты.
Более того, утверждать что тот же бельгийский холст Claessens превосходит итальянский холст Lanificio Prato я бы также не стал. Дело в том, что бельгийцы используют технологию многоуровневой проклейки холста клеем ПВА с дополнительным семислойным акриловым грунтованием, что в итоге делает холст слишком жестким. Многим художникам это не очень нравится и я склонен понимать и принимать их позицию. Повышенная жесткость полотну никогда на пользу не шла. Так что, как говорят: «не все то золото, что блестит».
Полгода назад в оно известном московской бутике для художников купила 10-ти метровый рулон среднезернистого холста Ланифицио Прато за 39 000 рублей!
Недавно же я нашла другой магазинчик, где мне с доставкой до Латвии такой же рулон обошелся в 24 000 рублей!
Холст один в один – абсолютно одно и тоже. Вот и думайте. А все очень просто: у всех разные аппетиты.
Алиса, а не могли бы ссылку скинуть этого магазинчика. Тоже хочется заказать рулон качественного грунтованного холста. Сделать себе подарок на новый год)
Дмитрий, вот я скоро возьму холст Ланифицио Прато и сравню с тем, что у меня есть. Напишу результат, но уверена, что он не будет хуже. Бренд и маркетинг много могут. Оттого, что холст дешевле стоит, это не значит, что он хуже. К тому же, не всегда у всех есть деньги на дорогой холст, потом вы еще посчитайте стоимость красок, кистей, растворителей (именно импортных, так как наши не годятся). Картина по себестоимости будет очень дорогой.
Я наверное самый неправильный художник. Несколько лет пишу на итальянских холстах и до сих пор меня не покидает ощущение некой пластичности. Холст под кисточкой словно продавливается – меня это жутко раздражает. В памяти до сих пол мой «народный» подольский холст со своей так манимой жесткостью… Как вы можете спокойно на них писать или я все же криворукий?
Эффект пластичности (его еще называют эффект люфта) возникает у большинства холстов на основе желатина и акрила, но только в том случае, ЕСЛИ ХОЛСТ ПЛОХО НАТЯНУТ.
Конечно по хорошему счету надо холст основательно натянуть, но такое не всегда удается. Поэтому европейские художники решили эту проблему по-своему: они натягивают холст сначала на толстый МДФ 8-12 мм. Причем не обязательно холст подгибать по всем 4 границам за уголки – можно и без загибов прикреплять прямо по плоскости. Все равно потом снимать придется. Когда работа написана, ее снимают и натягивают на подрамник. Не волнуйтесь, холст можно натягивать хоть лебедкой – он не треснет.
Здравствуйте. Хочется решить небольшую проблему с заказом рулона холста из Европы. Возможно ли напрямую обращаться к бельгийским производителям как частному покупателю или может есть европейские дилеры которые работают с российскими клиентами. Буду очень признателен за ответ компетентной персоны, ну или хотя бы за подсказку к кому обратится… Не хотелось бы переплачивать вдвое обращаясь в наши магазины. Как показала практика и опыт других, проще заказать сразу из Европы.
Мне очень интересно, на каком основании вы утверждаете, что фабричная грунтовка холста лучше самостоятельной?!!! Никаких хвостов в рулонах я не покупала и не собираюсь, сама их грунтую прекрасно!! Кто вы такой, что за наглость!!!
Здравствуйте всем! Где вы берете холст Lanificio Prato? В бурже его брать не вариант. Кто знает, где взять этот волшебный холст жителю Мухосранска?
У меня все проще. Использую бельгийский лен Классенс негрунтованный, грунт и проклейка Шминке (праймер) и грунт сильной абсорбции.
В дополнение, нашла в Москве холсты Ланифицио Прато разной зернистости. Никогда на них не писала, но по описанию холсты очень плотные и качественные.
Холст покрыт специальной акриловой (а не желатиновой) проклейкой и покрыт универсальным акриловым грунтом. Плотность холста колоссальная.
Случилось так, что холст Классенс уже нельзя купить в Москве, пришлось искать альтернативу. На холст я могу тратить не более 35 евро за метр. Караваджо и Белли Арти стоят для меня космически. Ланифицио Прато стал для меня спасением.