Раньше считалось, что первым по важности причиной появления трещин является недостаточное просушивание нижних красочных слоев живописи, которые при запоздалом высыхании стягиваются и, тем самым, разрывают верхние слои или делает их не эластичными. Второй по важности причиной была работа по сильно тянущему живописному грунту.
Однако сейчас же обе эти причины утратили лидирующие позиции и уступили место другой причине.
Больше всего трещин зависит от… качества плетения и качества нити холста. На редких холстах из короткого волокна живопись трескается в 6 раза чаще, чем на плотных холстах из длинного волокна. Причина этому гениально проста, но пришла почему-то не сразу, а спустя десятки лет статистических наблюдений.
Холст из натуральных материалов (льна, хлопка, джута и т.п.) на протяжении своей жизни подвергается так называемой естественной деформации, т.е. изменению натяжению своих нитей по длине и ширине от окружающей влажности и температуры. Редкие и коротковолокнистые холсты подвержены гораздо большей естественной деформации, чем плотные длинноволокнистые холсты. К тому же редкий холст из короткого волокна требуют гораздо большего количества клея (проклейки) и художественного грунта (грунтовки), что в итоге усиливает деформацию еще больше. Да, именно так. Любой избыток клея и грунта в нитях и на поверхности холста существенно увеличивает естественную деформацию полотна. Не спасает ситуацию и тип используемого грунта (эмульсионный или акриловый). Так, например, практически все преимущества акрилового грунта в редких неплотных холстах практически нивелируются.
Таким образом, использование в живописи редких коротковолокнистых холстов вне зависимости от типа используемого грунта, художественных красок и техники живописи увеличивает вероятность появления трещин в 6 раз.
Комментарии
Отсталость понять, что такое редкий коротковолокнистый холст? Мешковина и ряднина, что ли? Врага надо знать в лицо!
Не только. Любая грубая холстина или ткань из льна, пеньки или хлопка, которая изготовлена из остатков счесанной нити. Репинский и театральный холст (включая холст-двунитку) — это современные варианты коротковолокнистого редкого холста. Гаврилоямские, подольские, ивановские, ярославские, владимирские, вологодские и даже белорусские холсты — все это холсты из короткого волокна редкого плетения, поскольку все они изготавливаются на одном и тоже типе оборудования из одной и той же технической грубой, как правило, льняной нити.
Теперь, вы врага знаете в лицо.
Михаил, извините. Мне тут ответили. Этот какой-то мрак. Можно ли верить написанному? Я хочу услышать ответ именно от вас. Пожалуйста ответьте.
Сергей, является моем постоянным читателем. Он по образованию технолог легкой промышленности. Также работал и в реставрации. Боюсь, он понимает в российских холстах изнутри даже намного больше, чем я.
Это просто писец товарищи. Словно статистика пришла в мой дом. И почему об этом не говорили раньше? На артнау молчок. Везде молчок. Весь этот сайт просто разрыв стереотипов.
Добро пожаловать на правильный сайт! Да говорили раньше об этом. Даже при советской власти многие художники плевались на нашу отечественную промышленность. Да о каком искусстве можно было говорить, если мы только танки умели делать.
Про естественную деформацию слышал и раньше. То, что редкие холсты гуляют на влажности больше мы знали еще с 70 годов (еще Киплик об этом замечал), а вот то что эта гульба так сильно приводит к трещинам узнал только сейчас. Причем работы трескались десятками. Мы пеняли на что и кого угодно, но только не холсты. Однако!
Ваши мысли синхронны с моими!
Здравствуйте Михаил. Ваши статьи… мягко скажем поражают. Я так понимаю все, кто пишет на мешковине обречены?
Они обречены были с самого начала: мешковина не предназначена для живописи изначально.
Мешковиной считается и репинский холст? Он тоже не очень то и плотный и достаточно ломкий к тому же.
Выше уже сами и ответили на свой же вопрос. Да, репинской холст с технической стороны тоже считается разновидностью «плотной» мешковины. Увы.
Я так понял, что под понятие «редкие холсты с большим количеством клея» попадает добрая половина наши родимых холстов! А если просто меньше клея или грунта класть?
Пробовал и не раз. Не особо поможет. Без достаточного количества клея и грунта холст просто будет непригоден для живописи изначально. Наши холсты просто «всасывают» клей пачками, видимо как раз из-за своего редкого плетения.
Вы конечно можете похимичить, но там в любом случае замкнутый круг получается.
То-то я смотрю на западе наша русская живопись особо не котируется… Не по тому ли, что пишем, товарищи, на мешках?
Это смотря у кого не котируется. У многих все вполне котируется. Надо просто продавать себя уметь.
Уж не думаете ли вы, наивный человек, что котирующиеся на западе русские художники пользуются урюпинскими, ой я хотел сказать, репинскими холстами?
Приветствую коллег художников. Да, все это очень печально. А если просто сократить количество клея при проклейке холста?
Уже писали. Тогда у вас краска будет «протекать» в дырочки. Извините, если задел ответом. Но какой вопрос…
Извините, не увидел. А если вместо клея просто только грунтовать? У меня многие знакомые так делают и ничего…
Об этом также писали. Ни уменьшение клея, ни добавление в клей пластификаторов (на подобии глицерина), ни замена проклейки грунтовкой (что вообще недопустимо), ни иные ухищрения не помогут превратить редкий холст в плотный. Тут важно изначальное плетение.
Извините, спасибо. Понял.
Мое почтение. Наинтереснейшая тема, которой я занимался сам долгое время! Спасибо Вам Михаил! Я хоть и не реставратор по образованию, но сам долгое время работал в художественной мастерской и «чинил» многие картины. Но знаю много реставраторов, которые со мной согласны.
Потеря эластичности масляной живописи – это вообще самая главная головная боль, которая приводит сразу в большинству катастрофических следствий: сморщивание, разрыв, осыпание краски и т.п. Я сам долгое время ломал по голову, почему на редких холстах картины «ломаются» гораздо быстрее?
Для себя и своих коллег мы я сформулировали ответ так: ткань холста под влиянием влажности постоянно натягивается и растягивается и чем больше между этими нитками находится клея и грунта, тем больше они деформируется. Более того, сам клей с грунтом тоже в процессе этой деформации открепляется от немногочисленных редких нитей холста. Вот именно поэтому и случаются трещины, осыпание и даже к потемнению и пожелтению, поскольку деформированные красочные слои меняют свои свойства.
На редких холстах вообще, как мне кажется любая живопись обречена, даже если писать акрилом.
Благодарю за отзыв. Мне очень приятно, что эта тема волнует не только меня. Общий ход ваших рассуждений, в принципе, находится в верной плоскости.