Самым важным свойством пигмента любой художественной масляной, акварельной, акриловой или темперной краски является его стойкость на свету или светостойкость.
Почему светостойкость является такой важной? Потому что любой свет в некотором роде способствуют высветлению (выгоранию) пигмента. Фактически именно в светостойкости познается долговечность краски как таковой.
Не все современные краски для живописи являются светостойкими, даже несмотря на советующие указания на тюбике.
Общепринятая классификация такова: 1 звёздочка (*) – малая светостойкость (10-25 лет), 2 звездочки (**) – средняя светостойкость (25-100 лет), 3 звездочки (***) – высокая светостойкость (свыше 100 лет)
Замечаете какой разрыв во второй категории (средней светостойкости) и тем более третей (высокой светостойкости)? 25 лет или 100 лет разница очень даже большая. А что такое свыше 100 лет? Это вообще условная категория.
Но это еще полбеды. В реальности светостойкость красок одной категории светостойкости от разных производителей могут отличатся очень существенно! Так большинство красок малой светостойкости российского производства в реальности едва ли дотягивают до 10 лет, средней категории начинают выгорать уже через 20 лет, а вот высшей категории… На моем опыте есть несколько примеров, когда достаточно известный художник писал самыми известными российскими красками высшей (третей) категории светостойкости. Писал он в начала 80-х годов. В настоящее время цвета этих красок заметно выгорели. Экспертиза показала, что причина как раз в самом красочном пигменте, а не прошло и 40 лет.
Также на светостойкость влияет еще и тип пигмента – так называемые имитации обладают очень непроверенной светостойкостью. Да, именно непроверенной. Если производитель красок уверяет, что имитация определённого пигмента обладает такой же светостойкостью как и пигмент-оригинал, это явное лукавство. Имитация какого-либо пигмента – это новый пигмент! У него по определению другая светостойкость. В любом случае к имитациям известных пигментов надо относиться очень осторожно. А при написании профессиональной и тем более коммерческой живописи лучше и вовсе воздерживаться от покупки таких красок.
Комментарии
По опыту скажу, абсолютное большинство современных художников вообще не думает о светостойкости своих красок. Даже про звездочки на тюбиках многие не знают!
Потому что 25 лет для нашей живописи это уже срок, а дальше всем реально плевать.
Знают, уважаемый… Среди многих моих достаточно известных коллег про светостойкость знают все, но все равно умышленно берут что подешевле. Скажем, больше всего ориентируются на среднюю светостойкость. Как бы словно намекая «на мою жизнь хватит», а потом, как сказали выше, всем действительно плевать.
Скажем так, светостойкость — это качество краски для будущего. Типичного художника нашей эпохи же волнует перед собственного носа. Поэтому для него гораздо важнее скажем не светостойкость краски, а его укрывистость или интенсивность цвета.
Не могли объяснить попроще, что есть укрывистость или интенсивность краски. Знаю, что это важно, а что такое понять не могу. Сколько не читаю… сколько не пишу…
Пожалуйста, мне не жалко. Укрывистость важна только для масляных и акриловых красок. Это способность краски покрывать одну единицу поверхности без просвечивания цвета нижележащей слоя грунта или другой краски.
Иными словами, чем больше краска укрывистая, тем больше она кроющая и наоборот, тем менее укрывистая, тем больше краска прозрачная (лессирующая). Для акварельных же красок укрывистость не важна — они сами по себе все прозрачные (лессирующие).
А интенсивность краски – это способность одно краски изменять цветовой тон при их смешении ее с другой краской. Но вы также нигде не найдете этой характеристики. Все познаётся только экспериментальным путем. Большей интенсивностью обладают пигменты органического происхождения высокой дисперсности.
Ой сложно… но спасибо. Пошла-ка лучше выпью винца :))
Если нужна вечная светостойкость, советую использовать только высокохудожественные профессиональные краски из минеральных пигментов. Более того, покупаете пигменты сами. Самостоятельно сделать краску не так и сложно. Просто размешиваете пигмент с тем же маслом и краска готова.
Не все так просто. Масляные краски так еще можно сделать, а вот акриловые так не намешаешь.
Со светостойкостью все достаточно просто: минеральные краски — хорошо, органические — плохо. Если не хотите иметь краски с самой плохой светостойкостью, главное не покупайте краски органического типа: краплак, кармин (кошениль) и всем известный индиго, добываемое из растения вайды. Хоть они и считаются самими экологически безвредными, но не живут и 10 лет точно.
Если быть до конца технически точным, то органические краски полностью растворяются в связующем (воде, спирте, маслах) и не образуют красочного слоя.
Образуют, но очень ограничено, поэтому в качестве пигмента для их используются тот же мел или гипс, на который осаждают жидкий краситель.
Если уж писать свои художественные творения, то красками Винзор Ньютон и покупать их надо только в зарубежных магазинах. Да именно заграницей. Мне иногда кажется, что в наших, с позволения сказать, художественных магазинах европейские краски часто продают только китайские… Они все очень плохой консистенции, твердые какие-то очень тягучие и быстро сохнут.
Думается тут дело не в Китае, а в том, что все краски уже испорчены от хранения и времени. Сам с таким сталкивался. Иногда кажется, что магазины закупают какой-то неликвид или остатки.
Проверяйте тюбики не отходя от кассы и, если что, сразу сдавайте барыгам обратно. Примут без проблем.
Хотите знать правду про светостойкость? Реально? Ну, пожалуйста. Все российские масляные краски содержат в себе большое количество синтетических пигментов-заменителей, поэтому их светостойкость очень сомнительна. Про акрил не знаю, не пишу. Вот кость жженая часто (практически всегда) идет как имитация, но производители (мастер-класс, гамма, подольск и т.п.) чаще всего об этом не пишут.
Вот поэтому покупайте только краски зарубежных изготовителей. Они хотя бы честней. Немецкие Шминке, итальянские Маймери, французский Пебео (но более нравится Сеннелье), английский Далер Роуни (но еще лучше Виндзор Ньютон), голландский Роял Таленс — видите, красок море. Выбор есть всегда.
Спасибо за такую подборку. Будем думать! Я между прочим всегда думала, что масляные краски состоят из красящего масла. Смешно, да…
Не за что. Это далеко еще не все достойные производители.
Нет, не из красящего масла. Краски состоят из тонко измельченного пигмента (красочного порошка), который в свою очередь размешан в масле в виде вязкой массы. Хотя по честному, вы правы, уважаемая.
Всегда очень любила живопись именно маслом. Акрил терпеть не могу, а акварель давно переросла. А вот из-за этой светостойкости, да и вообще сомнительной прочности красок теперь очень начала сильно беспокоится.
Главное в масляных красках что? Правильно, укротить пожухание, а это приходит с опытом. Раз укротили пожухание, то после высыхания масло уже никогда не изменят своего цвета и светлоты. Не беспокойтесь. Живопись маслом – это живопись на века была и будет.
Здрасьте, приехали. Еще как может изменить. Масляные краски бывают разные и срок их жизни тоже. Хорошие краски стоят дорого. И не рассчитывайте, что какая-нибудь невская, гаммовская или подольская дешевка обеспечит вам «вековую живопись».
Дорогие друзья.
На красках (да и холстах) не экономьте! Покупайте только мировое качество. Советую приобретать краски только в тубах, поскольку они лучшего качества и ими банально удобнее пользоваться. А вот экономить надо на расцветках! Вовсе не обязательно брать краски всех цветов. Минимальное набор красок должен включать белый, красный, синий, желтый и черный цвет. При смешивании этих цветов можно получить до 90% всех возможных цветов и оттенков.
Всем желаю стать успешными!
Да, верно. Также не забывайте использовать палитру. Краски на палитре нужно располагать в таком порядке, чтобы середина палитры всегда сохранялась для смесей красок, в противном случае вы рискуете случайно запачкать чистые цвета. После работы с цветовой палитру ее нужно очистить от краски и протереть маслом.
О! Да! Часто из-за этого загрязняю краски! Просто больная тема!
Здравствуйте. Возможно, кому нибудь пригодится информация.
Масляные краски с высокой светостойкостью, имеющие в палитре все монопигменты: Old Holland, Williamsburg Handmade Da Vinci Artists. Масло так же высокохудожественное, но:
Winsor&Newton Artists – нет натуральной и жжёной сиены;
Rembrandt, Daler Rowney Artists и Sennelier Artists – нет натуральной охры, натуральной и жжёной сиены;
Blockx Artists и Schmincke Norma Pro – нет натуральной охры;
Utrecht Artists – нет жжёной сиены;
Michael Harding – нет натуральной охры (Y.43) и хинакридона (V.19)
Maimeri Artisti – нельзя смешивать с красками желтый хромовый, белый серебряный, синий ультрамарин, желтый и красный кадмий.
Подскажите пожалуйста, существуют таблицы совместимости масляных красок. Эти таблицы можно найти в инете, они ссылаются на публикации 80-х годов.
К примеру: кадмии жёлтые, оранжевые в смешении со стронциановкой жёлтой дают какой-то нежелательный эффект. Или кадмии при смешении с кобальтами могут побуреть, потемнеть и пр. Или кобальт синий при смешении с ультрамарином, даст растрескивание, изменение тона.
Насколько эта информация актуальна для современных красок? Особенно для красок Winsor&Newton Artists, Old Holland
Спасибо.
Данные таблицы были актуальны для советских красок. У каждого производителя есть своя таблица совместимости. Ее нужно искать на сайте производителя. Если вы используете те же краски Winsor&Newton Artists, Old Holland, то об этой таблице можно точно не беспокоиться.
Подскажите, пожалуйста, какая смесь и в каких пропорциях лучше подходит для размешивания красок в масляной живописи и почему на картине при высыхании остается блестящая не ровно мерная пленка и как избежать таких ошибок.