Нужно ли смачивать холст? Категорически нет!

Мне часто задают вопрос: «Михаил, можно ли смачивать холст перед натяжкой на подрамник?» Как-только я слышу этот вопрос, мне сразу хочется переквалифицироваться из реставраторов в педагоги и пойти по российскому художественному миру в целях просвещения.

Холст (негрунтованный) можно только прополоскать (не простирать!) в целях его очистки, после чего дать спокойно высохнуть в расслабленном состоянии при комнатной температуре (не на батарее!). Натягивать холст во влажном состоянии категорически не рекомендуется, поскольку нити такого холста деформируется безвозвратно. Хлопковые холсты или холсты с примесью хлопка страдают от влажного натягивания кратно сильнее.

P.S. Смачивание холста имеет советские корни, когда наш художник имел дело с жесткими и ломкими холстами. Такие холсты были настолько неудобны в подготовительной работе, что их придумали «смачивать» для облечения натягивания на подрамник. Тогда же как в Европе такой практики никогда не было.

Комментарии

Ирина Верещагина Ирина Верещагина:

Я вот не понимаю. Многие художники намачивают холсты после натяжки, рассчитывая тем самым, что холст натянется как барабан и так зафиксируется? Они что, не понимают, что холст вернется в изначальное состояние и в результате все провиснет?

Роман Биляев Роман Биляев:

Это все понимают, но многие намачивают холст ДО натяжки и он у них все равно потом провисает, а по логике не должен!

Виктор Лукьянов Виктор Лукьянов:

А логика тут уступит место знанию физико-химических основ реакции на воду клея и грунта. Если по-русски, объясняю: клей и грунт заставляют холст «гулять» от содержащейся в нем влаги. Увлажнять холст как до натяжки, так и после – это означает подвергаться риску вот таких вот провисаний!

Роман Биляев Роман Биляев:

Я 20 лет пишу, но этого так и не понял. Вероятно физики и химия не моя стихия.

Владимир Герасимов Владимир Герасимов:

Добавлю, что мода замочить холст как перед, так и после натяжки пошла из-за холстов с эмульсионным грунтом. Как известно, эмульсионный грунт более хорошо переносит впитывание воды, чем акриловый. Акриловый грунт после высыхания возвращает холст и изначальное состояние, тогда как эмульсионный грунт сохраняет его на прежнем уровне.
Поэтому многие художники, переходя на холсты с акриловым грунтом, часто не могут понять почему он у них провисает. Сам с таким сталкивался неоднократно.

Лариса Ермак Лариса Ермак:

Вот-вот, была аналогичная проблема. Долго мучилась и не могла понять.

Игорь Юдин Игорь Юдин:

У меня до сих эта проблема. Но тут еще от проклейки мне кажется зависит.

Владимир Герасимов Владимир Герасимов:

Ничего от проклейки тут не зависит, причина только в грунте. Уже многократно набито на собственных шишках.

Андрей Шишкин Андрей Шишкин:

Я тоже уповал на проклейку. Чего я только не перепробовал. Не подтвердилось. Вероятно именно грунт тут играет роль.

Сергей Минаев Сергей Минаев:

Очередная советская привычка разбилась о время. После краха эмульсионного грунта это уже неудивительно.

Дмитрий Севрюков Дмитрий Севрюков:

Редкий холст, в простонародье редина, мешковина и тот же самый репинский или театральный холст смачивать можно легко, а вот более плотные западные холсты реагирую на это менее стабильно.

Александр Стародубов Александр Стародубов:

Не хочу показаться нескромным, но я никогда не смачивал холсты, просто интуитивно понимал, что это неправильно.

Андрей Чернышев Андрей Чернышев:

Тем не менее показались и еще как. У нас каждый второй его смачивает. Что поделаешь, коли нас так обучали

Оставить комментарий

Оставить комментарий может любой желающий, для этого достаточно указать свое ИМЯ и ФАМИЛИЮ, и обязательно прочитать правила комментирования, в противной случае ваш отзыв опубликован не будет.
Однако настоятельно рекомендую зарегистрироваться в блоге. Зарегистрированным читателям пользоваться сайтом гораздо удобнее.

Популярные записи блога