Мне часто задают вопрос: «Михаил, можно ли смачивать холст перед натяжкой на подрамник?» Как-только я слышу этот вопрос, мне сразу хочется переквалифицироваться из реставратора в педагога и пойти по российскому художественному миру в целях просвещения.
Холст (непроклеенный негрунтованный) можно прополоскать (не стирать!), но нужно дать ему полностью высохнуть при комнатной температуре. Затем его можно проклеить и загрунтовать (если для этого нужно натянуть холст на подрамник, то натягивать его нужно не сильно!). Только после того, как проклеенный и загрунтованный холст снова полностью просох, его можно натягивать/перетягивать на подрамник с максимальной силой.
Холст (проклеенный и грунтованный) натягивать на подрамник сырым просто опасно, поскольку избыточно растягиваются не только сами нити холста, но также нарушаются базовые характеристики проклейки и грунта. В дальнейшем такой холст может повести себя на подрамнике непредсказуемо. Так, например, холст на желатиновой проклейке может не просто вернуть свой изначальный размер, но и провиснуть в бОльшей степени и даже пойти волнами, а на проклейке ПВА покрыться микротрещинами и «потянуть» за собой грунт с красочным слоем.
P.S. Смачивание холста имеет советские корни, когда наш художник имел дело с жесткими и ломкими холстами. Такие холсты были настолько неудобны в подготовительной работе, что их придумали «смачивать» для облечения натягивания на подрамник. Тогда же как в Европе такой практики никогда не было.
Комментарии
Я вот не понимаю. Многие художники намачивают холсты после натяжки, рассчитывая тем самым, что холст натянется как барабан и так зафиксируется? Они что, не понимают, что холст вернется в изначальное состояние и в результате все провиснет?
Это все понимают, но многие намачивают холст ДО натяжки и он у них все равно потом провисает, а по логике не должен!
А логика тут уступит место знанию физико-химических основ реакции на воду клея и грунта. Если по-русски, объясняю: клей и грунт заставляют холст «гулять» от содержащейся в нем влаги. Увлажнять холст как до натяжки, так и после – это означает подвергаться риску вот таких вот провисаний!
Я 20 лет пишу, но этого так и не понял. Вероятно физики и химия не моя стихия.
Добавлю, что мода замочить холст как перед, так и после натяжки пошла из-за холстов с эмульсионным грунтом. Как известно, эмульсионный грунт более хорошо переносит впитывание воды, чем акриловый. Акриловый грунт после высыхания возвращает холст и изначальное состояние, тогда как эмульсионный грунт сохраняет его на прежнем уровне.
Поэтому многие художники, переходя на холсты с акриловым грунтом, часто не могут понять почему он у них провисает. Сам с таким сталкивался неоднократно.
Вот-вот, была аналогичная проблема. Долго мучилась и не могла понять.
У меня до сих эта проблема. Но тут еще от проклейки мне кажется зависит.
Ничего от проклейки тут не зависит, причина только в грунте. Уже многократно набито на собственных шишках.
Я тоже уповал на проклейку. Чего я только не перепробовал. Не подтвердилось. Вероятно именно грунт тут играет роль.
Очередная советская привычка разбилась о время. После краха эмульсионного грунта это уже неудивительно.
Редкий холст, в простонародье редина, мешковина и тот же самый репинский или театральный холст смачивать можно легко, а вот более плотные западные холсты реагирую на это менее стабильно.
Не хочу показаться нескромным, но я никогда не смачивал холсты, просто интуитивно понимал, что это неправильно.
Тем не менее показались и еще как. У нас каждый второй его смачивает. Что поделаешь, коли нас так обучали
Все верно, скажу больше, у меня огромное число знакомых художников натягивают холст именно максимально сильно, и именно непроклеенном и негрунтованным. Я им пытаюсь объяснить что это неправильно, но как об стенку.
При намачивании холста его нити становятся более мягкими и тем самым искусственно эластичным на 3-7%. Натягивая такой холст, вы всегда растягиваете его избыточно, поскольку при высыхании ткань стремится к изначальному размеру, который еще больше уменьшается на величину природной усадки ткани на 5-10%. Поскольку подрамник не дает холсту вернуть свой размер, структура его нити под действием избыточной силы натяжения, равной 8-17% своего объёма, деформируется, надрывается и утончается.
Безусловно смачивание холста позволяет натянуть его очень сильно и с меньшим трудностями, но какой ценой?
Вы достаточно точно описали поведение ткани при ее увлажнении, благодарю.