Часто слышу среди художников, что одной из проблем при создании гармоничной по цветовому тону живописи является «укрощение» ярких вызывающих красок. Согласен, с эстетической точки зрения проблема существует, однако очень мало художников используют для этого лессировку.
Между тем именно лессировка лучше всего усмиряет вызывающих красок. Можно даже сказать, что лучше нее ничего не придумано.
Если кто не знает, лессировка – это разновидность художественной техники, заключающееся в наложении тонких (прозрачных) слоёв краски друг на друга. В результате получаются глубокие насыщенные и прозрачные цвета, которые не позволяет получить ни одна другая техника.
Подробнее о ней можно достаточно почитать в интернет, но не забывайте, что лессировочные слои надо также тщательно просушивать, как и обычные красочные слои.
Комментарии
Обожаю лессировку. К сожалению очень многие художники ее игнорируют. Иногда люди не могу подобрать даже подходящих кисточек и мучаются с наложение слоев.
Запомните, для лессировки лучше все подходят кисти средней мягкости. Слишком мягкие кисти не позволят хорошо смешать краску, а слишком жесткими кистями тяжело накладывать красочные слои на холст.
Лессировать можно не только для гашения ярких красок, но и для придания им яркости тоже.
Само собой.
Добавлю свой пять копеек. Не советую использовать для лессировки крупнозернистый холст. Из-за своей избыточной фактурности он может перечеркнуть все ее плюсы.
Лучше используйте мелкозернистый или портретный холст. В крайнем случае некоторые виды среднезернистого холста.
У меня знакомый пишет лессировкой так, что его картины маслом, не отличишь от акварели. Только сравнительно недавно узнал, что это считается высшим мастерством лессировки. Стоит ли говорить. Насколько дороги продаются его работы… Но конечно только на западе.
Чем мне нравится лессировка, что она позволяет смягчать объекты на картине, тем самым более точно расставлять на ней акценты. Никакая другая техника в живописи не позволяет этого делать так мягко.
Советую сочетать лессировку с подмалёвком, который должен быть обязательно более холодных тонов, чем планируется сама живопись. Так советую использовать только мягкие кисти. Вы буквально должны едва чувствовать каждый мазок.
Михаил, я слышала, что наносить лессировку много раз не стоит. Картина может потемнеть. Это так?
Я тоже про это слышал, но лично не сталкивался, поэтому ничего утверждать не берусь.
Скажите, чем лессировочные краски отличаются от полулиссеровочных?
Лессировочные краски не изменяют лишь тон нижележащий краски, полулессировочная изменяют тон.
Лессировку лучше делать на специально подготовленном для этого подмалевке. Подмалевок должен быть обязательно гладким! Тогда картина лучше будет играть.
Для разжижения красок при лессировке пользуйтесь только льняным маковым или сафлоровым маслом. Не пользуйтесь эфирными маслам и скипидарами.
И мне нравится лессировать смешением лессировочных красок. Получается очень красиво.
Я кстати только спустя 10 лет практики узнал, что можно лессировать не только цельными лессировочными красками, но и их смесями!
Учтите, хоть и говорят, что лессировки могут быть выполнены неоднократно, но при избыточной лессировке живопись потемнеет.
Они потемнеют, если было добавлено много масла.
Вы будете удивлены, но при большом числе лессировок масла в слоях образуется как раз много.
Да, только лессировка дает картине необычайную насыщенность красок.
А мне лессировка никогда не нравилась. Работы получается достаточно тяжелыми. Они лишены воздушности.
вот именно поэтому все продвинутые художники давно пишут полулессировками. Только они дают идеальные полутона.
Вообще-то ими еще даже Да Винчи писал.