Двунитка для живописи – холст, который предаст!

Отдельно стоит сказать некогда популярном материале советских художников, как хлопковая двунитка (трехнитка).

Ворвавшись в 70-х годах прошлого века своей доступностью и дешевизной, она сравнительно быстро начала вытеснять привычный российский льняной холст из очеса. Слава богу, что к началу 80-х многие одумались и вернулись к классическому льну.

Проблема состоит в том, что остались художники, которые не только с фанатичной уверенностью продолжают использовать двунитку в качестве холста, но и учат этому других. Очень часто от таких художников можно услышать массу аргументов в пользу двунитки, однако все эти аргументы несостоятельны с позиции времени.

Действительно, в определенных ситуациях хлопковая двунитка может вести себя даже лучше льняного холста (например, она может меньше провисать из-за дополнительной обработки), однако это никак не сказывается на долговечности двунитки.

Двунитка – это всего лишь хлопковый холст с более плотным плетением и не более того. Он очень быстро разрушается. Средний срок жизни хлопка 30 лет. Подчеркиваю: дело даже не в том, что хлопок катастрофически быстро распадается от малейшего контакта со связующими красок (как правило, маслом). Хлопок распродается сам по себе. Срок его жизни в 4-5 раз меньше того же льна. Его можно основательно проклеить и загрунтовать, но хлопком он быть не перестанет.
Мне попадались работы на двунитке с 50-нем сроком. Визуально они выглядели очень даже хорошо, но при детальном исследовании процесс тления волокон был настолько запущен, что малейшая контрольная деформация приводила с его рассыпанию. Грунт с красочным слоем по сути остается без фундамента в невесомости. На практике это означает, что такую работу уже нельзя трогать руками, не говоря уже о переносе или перетяжке. Она подлежит немедленной консервации под герметичное стекло.

В заключении сделаю важное дополнение. Двунитка бывает суровая и аппретированная (обработанная), с добавлением синтетической (полиэфирной) ткани или нет – ключевой сути хлопка это не меняет.

И помните, хлопковый холст реставрации не полежит!

Комментарии

Роман Биляев Роман Биляев:

Писал в начале своей карьере на двунитке. В принципе разницы со льном практически не замечал. Сейчас остались всего две работы с того времени, одной 30, другой 38 лет. Они стали какими-то недружественными что ли, ломкими. Беру их в руки и боюсь. Теперь я понял, кажется, чего я боялся…

Олег Аверченков Олег Аверченков:

Классическая школа живописи (по которой мы все учились) не признает хлопок и никогда его не признавала. Мне кажется проблема надуманная.

Андрей Чернышев Андрей Чернышев:

Да, я тоже сталкивался с такими «хлопковыми коллегами». Но переубеждать их бесполезно, лишь бы другим не портили будущее.

Оставить комментарий

Оставить комментарий может любой желающий, для этого достаточно указать свое ИМЯ и ФАМИЛИЮ, и обязательно прочитать правила комментирования, в противной случае ваш отзыв опубликован не будет.
Однако настоятельно рекомендую зарегистрироваться в блоге. Зарегистрированным читателям пользоваться сайтом гораздо удобнее.

Популярные записи блога