Жухлость красок и как с ней бороться

Жухлости красок боится любой художник. По степени обсуждения жухлость стоит чуть ли не на первом месте среди всех проблем живописцев всех уровней и направлений. Однако мало кто понимает, что жухлость в каком-то смысле важна и напрямую зависит от свойства грунтов «тянуть» связующее из красок (хотя это свойство не единственная причина жухлости, но мы сейчас не об этом)

Как известно, все виды художественных грунтов (клеевой, эмульсионный, акриловый и даже масляный) обладают свойством вытягивать масло из красок (абсорбцией), только одни грунты делают в больше степени, а другие – в меньшей.

Однако нельзя вменять тянущие свойства грунтов как достоинства одних грунтов и недостаток других. Очень часто слышен тезис: «Эмульсионный грунт меньше вытягивает масло из краски, поэтому он лучше, а акриловый (не говоря уже про акриловый Гессо) вытягивает больше, поэтому он хуже». Так полагать неправильно.

Если грунт тянет слишком сильно, то перед работой грунт (при масляной живописи) надо «накормить» маслом: для этого холст необходимо протереть промасленной кисточкой либо сделать имприматуру необходимого цвета. Грунт впитает в себя масло и из красок его уже так сильно впитывать в дальнейшем его не будет. Если после протирки промасленной кисточкой на холсте (грунте) остаются видимые следы (капельки) невпитавшегося масла, то их удаляют обычной сухой тряпочкой или губкой.

Главное, не переусердствуйте.

Комментарии

Сергей Волков Сергей Волков:

Запомните, жухлость важна. Жухлость обеспечивает более плотное прикрепление слоев масляной живописи друг к другу. Масляному слою в каком-то смысла нужно немного вжухнуть в нижележащий слой. Не зря процесс вжухания краски на языке реставраторов называется «пустить корни». Другое дело, что везде нужна мера и избыточная жухлость также вредна.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Абсолютно верно.

Аватар Елена Потапова:

Извините, Михаил. А откуда вообще это жухлость берется? Все читаю на разных сайтах и никак толком понять не могу.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Прожухание красок – это впитывание, как правило, грунтом связующего вещества (жидкости) из краски, в результате чего пигмент остается на поверхности «сухим» и как следствие выглядит более бледно, более матово, и часто (но не всегда) становится менее прочным.

Аватар Юлия:

Благодарю! Вот что значит персональный подход. Сама читаешь — ничего не понятно, а так совсем другое дело!

Павел Шубников Павел Шубников:

Любая краска, которую нанесли на пористый материал или на материал, впитывающий влагу, теряет блеск и становится матовой. Это и назвали жухлостью. Соответственно, чем больше поры этого материала, тем быстрее краски тускнеют. Вот и вся жухлость.

Сергей Борцов Сергей Борцов:

А вот и не совсем так. Очень многие художники полагают, что жухлость красок происходит исключительно из-за тянущих грунтов и ошибок в их приготовлении. Жухлость красок также появляется при нанесении масляного слоя на не до конца просохший предыдущий слой.

Аватар Елена Шумакова:

Спасибо за статью. Буквально отлегло от сердца.

Добавить комментарий для Сергей Борцов Отменить ответ

Популярные записи блога