Провисание холста – это норма: правильная натяжка холста

Долгое время я не хотел писать об этом, поскольку не видел в этом проблемы. Однако я получал все больше писем с одним и тем же вопросом «Мой холст провис, что делать?», причем речь во многих письмах шла именно о провисании некоторых европейских холстов из 100% длинноволокнистого льна. Проклейка в таких случаях (желатин и ПВА) особой роли не играла, поскольку провисали и те и другие примерно в равной степени. Художники буквально не знают, что с этим делать и расценивают ситуацию как негативную, вплоть до отказа от использования соответствующего холста.

В европейских холстах используется акриловая грунтовка. Она и придает полотну так необходимую и настолько важную для сохранения красочного слоя эластичность. Напротив, в российских холстах как правило используется эмульсионный грунт, который в дополнении к изначальной жёсткости российского очесного льна придаёт полотну «дубовую» жёсткость и, следовательно, ломкость.

Запомните, холст должен быть эластичный, а не жесткий, но за это приходится справляться с возможным провисанием. К тому же не забывайте, что лен – натуральный материал и способен впитывать воду из воздуха, только в отличие от хлопка в кратно меньшей степени.

Более того, в определенной степени способность холста к растягиванию (провисанию) критически необходима красочному слою для его наиболее длительной жизни. Дело в том, что засохшие масляные и акриловые краски не являются абсолютно твердым и жестким веществом, как полагают многие. Полимеризованное масло и тем более акриловая дисперсия обладают определённым динамическим сжатием и расширением. Вот поэтому использование жестких твердых оснований (в том числе аппретированных тканей и классического холста из коротковолокнистого льняного очеса) кратно увеличивает появление трещин красочного слоя.

Таким образом, провисание холста считается не дефектом, а в определенной степени благом (естественно в разумных пределах и желательно незаметных для глаз). Задача художника в такой ситуации сводится только к одному: свести это провисание к минимуму.

Но все же, почему одни работы провисают, а другие «как бы» нет?

Провисание, точнее, его заметность зависит от:
1. Размера полотна: на полотнах больших размеров (более 1х1 метра) провисания гораздо заметнее;
2. Плотности холста: провисание более плотного полотна проявляется гораздо менее заметно;
3. Техники письма: типа разбавителей, лаков и красок, особенно при изначальной имприматуре и так называемом «напитывании» холста маслом;
4. Изначальной натяжки холста, особенно если его предварительно смочили, что делать КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя.

Что нужно делать, чтобы минимизировать провисания холста?

1. После отрезки необходимого куска с рулона, холст должен обязательно полежать на горизонтальной поверхности в течении 1-2 суток при нормальной комнатной влажности (40-60%). Таким образом вы снимете фабричное натяжение нити и дадите холсту полностью «расправится».

2. Всегда натягивать изначально очень (ОЧЕНЬ) сильно по всем (ВСЕМ) правилам и только с щипцами. Например, очень многие в самый последний момент (перед закреплением степлером) немного ослабляют хватку, в результате чего холст чуть-чуть «соскальзывает». Обычно человек этого просто не замечает, но этого «чуть-чуть» оказывается вполне достаточно для неправильной натяжки холста.

3. Использовать только модульные подрамники с колышками.

4. Если работа провисла уже на стадии нанесения имприматуры или первых слоев, или после ее написания, холст обязательно нужно ПЕРЕТЯНУТЬ.

5. Если работа провисла повторно по наступлению лета или отопительного сезона, ее необходимо подтянуть колышками на подрамнике (без повторной перетяжки). Все, работа больше существенно не провиснет.

Однако если вы любитель добавиться 100% влажности воздуха в помещении (например, проветривать в дождь, злоупотреблять кондиционером), равно как добиваться падения влажности воздуха меньше 20% (например, пересушивать его с помощью обогревателя) холст будет провисать в той или иной степени ВСЕГДА. Но это провисание будет иметь временный обратимый характер и холст будет выпрямляться сам, если вы не допустили ошибки, указанные выше.

Комментарии

Андрей Миронов Андрей Миронов:

Максим, заметил, что холсты провисают обычно по осени и зиме, а вот ближе к лету они сами выправляются обратно. Так зачем их натягивать летом?

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Так вот поэтому холст и надо подтянуть летом, чтобы последующей осенью он снова не провис. То есть натягивают холст тогда, когда он максимально стянут.

Эдуард Абжинов Эдуард Абжинов:

Никогда такой проблемы (провисания) не было. Что я делаю не так?

Валентин Коротков Валентин Коротков:

Возможно у вас техника живописи такая. Знаю многих художников, у которых холст провисает и такое же количество – у которых нет. Причем пользуемся все одинаковыми холстами. Мистика.

Аватар Владимир Любаров:

Не мистика, а разные условия влажности.

Аватар Николай Насибов:

И все же проблема есть, провисают. Если у Вас не провисают, радуйтесь.

Александр Стародубов Александр Стародубов:

Не знаю как у всех, но у меня впервые провис холст только спустя лет 10 после начала активной живописи. Именно провис, т.е. сильно и заметно стал болтаться. Это была достаточно большая работа (метр на полтора) на обычном российском холсте из магазина. Грунт был акриловый, а не эмульсионный.
Что я сделал. Я не порол горячку и подождал несколько месяцев. Холст много сам подтянулся, но не до конца. Только тогда я потянул его колышками, перетягивать не стал. Этого оказалось достаточно.
Со временем я усвоил, что холсты провисают ВСЕ. Очень много общался эту тему с разными экспертами и полностью успокоился. Обратите внимание на те же самые музеи? Там все холсты на обратной стороны без натяжки болтаются. Это нормально и каком-то смысле даже правильно, поскольку холст тем самым компенсирует нарушения влажности воздуха.

Аватар Валерий Петелин:

Замечено, чем плотнее льняной холст тем, он меньше провисает. Советую брать холсты плотностью выше.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Да, это так. Провисание более плотных полотен менее выражено.

Рамиль Гаппасов Рамиль Гаппасов:

Согласен, после того как я перешел на крупнозернистые холст, провисаний больше не заметил.

Сергей Демиденко Сергей Демиденко:

Одно время я отказался от использования итальянских холстов как раз из-за их провисания. Помню Караваджо сильно провисал. Я даже вернулся в нашим подольским холстам, но долго на них не продержался. Писать академические портреты и пейзажи на узелковых жилистых тряпке, где все проступает оказалось свыше моих сил.
Вернулся к Италии и стал просто перетягивать. Со временем привык. Просто научился хорошо натягивать и использую обязательно модульные подрамники. Заказчикам говорю, что в случае провисания можете подбить самим колышки. Люди относятся к этому с пониманием и никогда проблем не возникало.

Аватар Анатолий Шумкин:

Наши холсты с акриловой грунтовкой тоже провисают, причём даже больше.

Вячеслав Курсеев Вячеслав Курсеев:

Примерно лет 10 назад на форуме «артнау» один чудак на букву М запустил байку про «резиновый холст», т.е. якобы все импортные холсты прорезинены и растягиваются. Я (и не только я) тогда пытался ему объяснить про акриловый грунт, пластичность и то, что это в целом «НОРМАЛЬНО» и холст просто надо просто перетянуть. Но меня чуть ли не на смех подняли, говорили, что у меня вся краска кусками сойдет.
Так вот, на Европе пишу уже 18 лет бесперебойно, ничего похожего на кракелюр даже не заметил. Чего не скажешь о моих ранних работах на наших родимых (гаврилоямских ярославских и ивановских) холстах, которые никогда не провисали. Вот и думай.

Аватар Пётр Грибов:

Не сойдет, можете не беспокоится. От провисания холста красочный слой не сходит. Краска сходит с хрупкого грунта.

Степан Нестерчук Степан Нестерчук:

Как всегда человек спутал кислое с мягким. Там речь шла про китайский холст. Все китайские холсты изначально сделаны с добавление хлопка, который сам по себе сильно провисает. Плюс в китайцы используют акриловую грунтовку (похожую по своей пластичности с европейской). В результате пластичность + пластичность = сверхпластичность. Вот китайские холсты и гуляли как паруса во время шторма. Европейские холсты провисают куда менее выражено, чем китайские. Я бы даже сказал так: китайский холст провисает всегда и сильно, европейский иногда и не так сильно. Проверено многолетней практикой и собственными набитыми шишками.

Рамиль Гаппасов Рамиль Гаппасов:

Эта байка уже не актуальна. Вы бы еще Киплика вспомнили с его проклейкой.

Вячеслав Курсеев Вячеслав Курсеев:

Напротив еще как актуальна. Ей старожилы до сих пор пугают. Это их единственный защитный аргумент в пользу отечественного производителя (холста)!

Аватар Дмитрий Шорин:

Спасибо, что написал все это, Максим. Теперь я спокоен.

Аватар Ксения Куделкина:

Можно ли писать на ненатянутом холсте? Я видела Ваш комментарий, что лучше (разумеется!) сначала натянуть, но хотелось бы узнать насколько это критично. Бывают случаи когда в поездку чрезвычайно сложно тащить холсты на подрамниках. Если все-таки допустимо писать на ненатянутом, то через сколько времени лучше натянуть? Логика мне подсказывает, что пока масло не высохло окончательно, так ли это?

Ну и второй мучающий меня вопрос про синтетику в холстах. Насколько допустимо писать на таком холсте.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

1. Нет, недопустимо с позиции прочности (долговечности). Но если по-другому никак, то натягивать лучше до полного высыхания масла, поскольку такое масло более способно к «растяжению». Когда же масло полностью высохнет, то подобная натяжка может привести к микротрещинам.
2. Писать вполне допустимо. Синтетический холст по многим аспектам лучше хлопкового.

Аватар Ксения Куделькина:

Спасибо, Михаил!

Аватар Алексей Тихонов:

Извините, Михаил, давно читаю Ваш блог, но сейчас категорически с Вами не согласен! Я не согласен с посылом в данной статье и постановкой проблематики.

Живописью занимаюсь 30 лет и параллельно подрабатываю багетным мастером. Поверьте мне, я натягивал разные холсты. Бельгия, Италия, Россия, Китай… в мой руках побывал даже южноафриканский и индийский лен!
Вывод такой: хлопок провисает (со временем) всегда, лен – только от качества первичной натяжки. Все разговоры о провисании льна – это, увы, разговоры о некомпетентности и непрофессионализме художников или тех, кто не разбирается в характеристиках льна и, как следствие, не умеет их правильно натягивать!

Наш художник привык писать на отечественной жестком льне с таким же жестким грунтом. Такой холст не требует сильной натяжки в силу своей жесткости. Как только же ему на руки попадается импортный более эластичный лен (другого заграницей просто нет), он сразу начинает испытывать недовольство и капризничать: «Ой, у меня холст провисает.» У меня каждый второй заказчик такой.

Он у вас провисает только потому, уважаемый художник, что вы не умеете его грамотно натягивать!

В зависимости и от проклейки (ПВА, желатин или акрил) и грунта (клея-масляная эмульсия или акриловая эмульсия) лен может сильно и слабо тянуться соответственно. Отсюда вся эта неразбериха с провисаниями. У одних одно холсты провисают сильно, у других слабо, и третьих вовсе не провисают.
Запомните: чем более эластичный лен, тем больше он будет провисать, соответственно, тем сильнее надо его натягивать.
У льна с проклейкой на основе акриловой смолы (европейский стандарт) желатина (российский стандарт) и грунтом на основе того же акрила натяжка должна быть максимально сильная. Натягивать надо обязательно! щипцами и обязательно! в два приема. Сначала натянули, затем подождали минуту-полторы и потянули еще раз с такой же силой! Вы обязательно увидите, как лен будет как бы «подтягиваться». Вот этот лаг и есть ваше будущее провисание, которое вы таким образом устраните на корню. Ни в коем случае в процессе натяжки не ослабляйте руку (щипцы) до момента крепежа степлером. Достаточно немного «отпустить вожжи», и холст чуть-чуть осядет обратно. Вы можете этого даже не заметить, а этого «чуть-чуть» будет достаточно, чтобы испортить всю натяжку.
Не жалейте холст, тяните его сильно и вы сами увидите, насколько импортный лен при натяжке способен растянутся. Лучше закреплять холст не на торец подрамника, а доводить до внутренней стороны подрамника.
И не имеет никакого значения чем выпишите, используете ли имприматуру, тройник или прочие реагенты.
Если вы потянули импортный холст (лен) правильно, то никакие провисания ему не страшны даже от сильных перепадов влажности.

Так что еще раз извините, Михаил, но данной статье вы лишь подыграли криворуким художникам. Импортный лен при грамотной натяжке не провисает вообще. И, кстати, все разговоры что в музеях картины болтаются тоже глупость. Они болтаются потому, что их многократно снимали с подрамника, а повторно сильно натягивать музейные работы нельзя.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Я отчасти с вами соглашусь, но только отчасти, постольку провисание ткани (любой) от избытка влажности объективно существует, но как правило не так заметно на глаз.
Но главное все же то, что провисание холста не так критично для сохранности красочного слоя и вполне может быть устранимо, в отличии от того же растрескивания грунта, которое считается уже критическим недостатком холста.

Аватар Анна Перечникова:

Да, немного странно, у меня холст не провисает, пишу на европейских холстах с европейским грунтом, причем сама грунтую. Единственное, что может кто подскажет, а можно ли нашей стране где-то найти хороший европейский холст именно с масляным грунтом oil primed. Я уже утомилась сама грунтовать и сейчас больше нет в магазинах проклейки.

Валентин Коротков Валентин Коротков:

У меня тоже никогда ничего не провисало, а вот наш подольский холст напротив провисал и иногда сильно.

Андрей Миронов Андрей Миронов:

Не заморачивайтесь с этой «oil primed». Это очень капризный грунт и подходит только для деликатного тонкого письма. Он в Европе даже очень ограниченно популярен. Его вроде только в Бельгии делают.

Аватар Валентина Казанцева:

Скажите пожалуйста, провисание на хлопок и лен одинокого действует?

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Не совсем понял вопрос, поэтому отвечу как могу. Лен и хлопок провисают по-разному. Лен способен отыграть обратно, поскольку его структура более гибкая. Длинноволокнистый лен боле гибкий и больше способен отыгрывать обратно, коротковолокнистый лен меньше, поскольку его структура более грубая. Хлопок же при провисании отыгрывает намного меньше (со временем эффект только накапливается), поскольку влажность существенно разрушает хлопок.

Добавить комментарий для Андрей Миронов Отменить ответ

Популярные записи блога