Клеевой художественный грунт непредсказуем

Мне редко попадаются картины на холсте, выполненные на так называемом чистом клеевом грунте для живописи (рыбьем, осетровом, столярном, желатиновом или казеиновом клею). Клеевые грунты вышли из массового употребления и уступили место эмульсионным грунтам. Хотя все основные проблемы клеевых грунтов решены не были и больше частью перекочевали из клеевого в эмульсионный. Но я сейчас не об этом.

Все попавшие на реставрацию картины обладали рыхлым либо слишком напитавшимся маслом грунтом. При этом все художники в один голос уверяли, что использовали рецептуру клеевого грунта «идеально», а в качестве доказательства демонстрировали картины с точно таким же грунтом без аналогичных проблем. Все эти факты лишний раз подтверждают то, что клеевой грунт может быть настолько же непредсказуем, как и эмульсионный грунт.

Комментарии

Владимир Пасичник Владимир Пасичник:

Да, все так. Клеевой грунт тоже очень проблемный. Например точно знаю, что все натуральные клея загнивает даже при добавлении в него разнообразных антисептиков. Даже малейшее изменение влажности способствует началу процесса гниения, которое может протекать в скрытой форме. Длительная влажность (более 24 часов) приводит и вовсе к образованию плесени, от которой уже просто так не избавиться.

Аватар Елена Потапова:

Ни разу не видел плесени, хотя картины во влажности были неделями.

Владимир Пасичник Владимир Пасичник:

Вы микроскоп купите и посмотрите. Плесень тоже живет и умирает, она может как расти, так и умирать (уменьшаться) в естественных условиях. Это живой организм. Главное, влажность поселяет плесень на на клеевом грунте), поскольку она им питается. Остальное уже дело времени, поскольку без специальной дополнительной обработки плесень полностью уже не уничтожить.

Вадим Стоянов Вадим Стоянов:

Чем больше работал с живописью на чистом клеевом грунте, тем больше хотелось сказать, что применять любые виды клеев на холсте можно только в том случае, если вы уверены, что ваша живопись будет прилеплена намертво на века. А такую гарантию не может дать даже сам Господь бог.

Эластичность отдельных видов клеев, например, рыбьего также сомнительна во времени. Одно очевидно, эмульсионный грунт держится пластичным гораздо больше.

Аватар Александр Елисеев:

Грунт и клея надо просто хорошо умнеть готовить. Прямые руки и никакого мошенничества. В качестве пластификатора добавляется глицерин, мед или патока.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Пластификаторы клеевого грунта, такие как мед или патока и подобные натуральные сахара тоже сохнут (кристаллизуются) и достаточно быстро.

Сергей Борцов Сергей Борцов:

Глицерин приведет к тому, что клей в грунте никогда полностью не просохнет. Такой грунт будет всегда увлажнен со всеми вытекающими и загнивающими последствиями для живописи.

Александр Сулимов Александр Сулимов:

Долгое время применял мездровый клей, но потом перешел на желатин. А если в грунт добавлять клей ПВА или вообще полностью делать клевой грунт из ПВА?

Сергей Волков Сергей Волков:

Проклейка холста ПВА вполне допускается и даже предпочтительна, а вот грунтовка грунтом из ПВА весьма неоднозначная затея. Есть много разных нюансов, которые опять же зависит от конкретного состава ПВА.

Аватар Александр Колодин:

Меня вот что удивляет. Ведь клеевой грунт, как и масляный, предназначен исключительно для живописи маслом и не предназначен для акриловой, темперной и акварельной живописи. Пишу потому, что уже не единожды сталкивался с художниками, которые пишут (умудряются писать) по клеевому грунту и акрилом и яичной темперой. Пишут даже современной темперой, которая в магазинах продается.

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

Все зависит от состава конкретного клеевого грунта. Например, масляная и воско-масляная темпера действительно не годится для многих разновидностей клеевого грунта.
К сожалению, у обычного художника принято за негласное правило, что если краска ложится без особых проблем, значит можно так писать. На практике это и приводит к многим ошибкам.

Аватар Ольга Воробьева:

Грунты на чистом клею сильнее всех остальных грунтов для живописи реагируют даже на незначительные перепады температуры и влажности. Считаю, что все эти и подобны грунты должны быть просто запрещены официально художественным сообществом.

Александр Олигеров Александр Олигеров:

Подтверждаю, клеевой грунт реально непредсказуем. Я намучился с ним немало. Даже вспоминать противно.

Добавить комментарий для Александр Елисеев Отменить ответ

Популярные записи блога