Художественные кисти для живописи — важно знать!

Меня часто спрашивают про художественные кисти. Однако я реставратор, а не просто обычный художник. У меня к кистям подход особый. Однако в целом рекомендации по подбору кистей могу дать следующие.

При покупке художественных кистей обращайте внимание на волосяной пучок. Он должен быстро образовывать острый кончик, а после нажима возвращаться в исходную форму. Если этого не происходит, такую кисть лучше не приобретать. Она долго не проживёт. Если на острее пучка находятся слишком толстые волосики или они слишком разрознены между собой, то такую кисть тоже лучше не брать. По крайней мере о детальной живописи с помощью нее можно забыть. Также остерегайтесь покупки кистей, если при соприкосновении с поверхностью она держит всю краску в себе или же отдает ее полностью.

Ну, и в заключение: чем жиже используется живописная краска, тем менее упругой должна быть художественная кисть.

Комментарии

Галина Струнина Галина Струнина:

Мне нравятся круглые кисти. Не зря их считают самыми универсальной кистью для живописи. Подойдёт на все случаи и для прорисовки деталей и для создания фактуры. А кончиком пучка можно делать тонкие линии. Обычно покупаю пинакс, но иногда позволяю себе даже кировские кисточки рублефф.

Мария Павлова Мария Павлова:

Кисти roubloff реально достаточно неплохи, но, мне кажется, они слишком дороги. Лучше кисточки Да Винчи без сомнения.
А вообще я рисую всем акварелью, маслом, акрилом, темперой и гуашью… Рисую хоть и понемногу, но достаточно долго и могу сказать примерно такой расклад по материалам кистей:
Для масляных и акриловых красок наиболее подходят кисти из щетины, колонка, синтетики.
Для темперных красок из колонка, синтетики, белки.
Для акварельных и гуашевых красок только из колонка или белки.

Игорь Семенихин Игорь Семенихин:

Для хорошей профессиональной живописи советую покупать плоские кисти. Ими идеально передавать наиболее тонкие очертания предметов: трава, листья, камни… Такие кисточки удерживают достаточное хорошее количество краски. Много раз макать не нужно. К тому же плоские художественные кисти самые эластичные. Ими можно работать широкими мазками по крупным участкам холста, так и мелкими мазками в деталях.
Касательно производителей без разницы, но da Vinci мне нравится особо.

Аватар Ян Шестовский:

Мой живописный опыт с кистями более 20 лет. Кисть из колонка – самая лучшая из кистей. Благодаря упругости, эластичности волоса, а также природной канонической формы и заострённости на конце кисть из колонка имеет превосходные характеристики текучести краски. Кисть из колонка – идеальная кисть для портретной живописи, а также для тех, кто пишет тонко и послойно.
Кисть из белки обладает всеми достоинствами кисти из колонка и имеет отличные показатели контроля над текучестью краски, но в отличие от последней обладает более низкой эластичностью. Поэтому ее не рекомендую использовать для масляной живописи, а только с акварелью, гуашью или акрилом.
Не рекомендую использовать кисть из колонка и белки для подмалевка на больших работах, поскольку кисть (ее ворс) быстро износится. Для подмалевка лучше использовать кисти из щетины. На прочная, недорогая и прекрасно справляется для этой работы.
По изготовителям кистей мнение такое: невская палитра и альбатрос — очень плохо, пинакс и хм — получше, рублефф и да винчи — лучшие. Благодарю за внимание.

Степан Нестерчук Степан Нестерчук:

Большинство художественных кистей из щетины (если слово «художество» вообще применимо к щетине) вообще не пригодны для нормальной живописи. Их волос или ворс (что там у свиней растет?) всегда остаётся грубым и плохо удерживает форму.

Александр Сулимов Александр Сулимов:

Да нормально все. Для пастозной живописи щетина самое то. Импасто любит как раз свиней.

Вадим Стоянов Вадим Стоянов:

Кисти из щетины нормальную купить и можно, но их качество всегда разное. Даже у одного производителя качество кисти может сильно отличатся в зависимости от партии, вплоть до полной их непригодности. Если вы обнаружили кисть удовлетворяющего качества, накупите их впрок. Также не советую кисти отмывать от красок вообще. Поэтому покупайте несколько кистей, каждую под свой цвет. Дабы небольшая цена.

Аватар Светлана Авдеева:

Щетина обладает таким грубым мазком, что ею лучше писать картин большого панорамного формата. На более она не пригодна и расценивается как «курица-лапа».

Лина Коваленко Лина Коваленко:

А мне нравится кисти пинакс и хм и по форме кошачий язык. В зависимости от угла наклона ей можно выполнять мазки, свойственные как для круглой, так и для плоской кисти. Красота. Кисточка также очень удобна при выполнении цветовых переходов.

Андрей Шишкин Андрей Шишкин:

Иногда смотришь цены эти художественных кистей хочется… стать обычным маляром. Ни Roubloff, ни da Vinci, ни Pinax меня не впечатлили. Пока остановилась на ХМ, да и то ненадолго наверное. Мне кажется все бренды одно разводилово. Не забывайте, кстати, про контурные кисти. Они просто не заменимы для создания плавных цветовых переходов. К тому же контурные кисти всегда самые упругие.

Алексей Чернигин Алексей Чернигин:

Вот тоже самое. Я даже не заморачиваюсь производителем. Беру, то есть. Тогда и не забывайте и про ретушную кисть. Для самых труднодоступных мест и мелких деталей лучшее ее не найти. С ее помощью точные мазки выполняются легче всего. Я ее обожаю и без нее не могу!

Дина Калинкина Дина Калинкина:

Для этого существуют шрифтовые кисти. Самые тончайшие линии можно создать именно ими, а не ретушными.

Аватар Ирина Богданова:

Есть еще трафаретные кисти трафаретные и кисть флейц. Трафаретная кисть имеет тупой кончик и создана для выполнения лессировки. Работает с ней не обычными мазками, а надавливаниями сверху. Для нанесения на поверхность широких мазков используйте кисть флейц.

Елена Гагарина Елена Гагарина:

Это еще не все кисти. Есть еще линейные и веерные кисти. Веерная кисть нужна для создания цветовых растяжек или для смягчения контраста контуров. Но сразу говорю. Веерными кистями работать больно сложно.

Галина Кудряшова Галина Кудряшова:

Если кто увлекается всерьез акварелью, то знайте, что акварельным краскам подходят исключительно мягкие кисти из белки или колонка. Лучше даже из белки. Все отельные кисточки могут поверить бумагу. Я покупала долгое время рублефф, но потом перешла на да винчи, но по сути между ними разницы нет сильной.

Аватар Геннадий Соколов:

Всем творческого настроения. Вроде бы все уже сказали, но вроде и не все. Не советую для лессировки использовать жесткие упругие кисти из щетины и синтетики. Гарантированно намучаетесь. Размывают красочный слой.

Павел Еськов Павел Еськов:

Я тоже перепробовал массу всего. Для масла и акрила оптимально брать кисти из синтетики, причем лучше кисти применять небольших размеров (№1-2-3-4). Они неплохо прорабатывают детали и ими можно писать масштабно, если приноровится.

Эдуард Панов Эдуард Панов:

Только не синтетика. Синтетические кисти брать не советую ни в жизни, особенно пинакс. Они очень плохо удерживают краску, хотя и прочнее. Сколько их использовал, все время убеждался — синтетическая кисть идеальна только для акриловых красок.

Виктория Харченко Виктория Харченко:

Между тем, чтобы там про синтетику не говорили, синтетическая кисть самая долговечная. При правильной чистке на ней практически не остается следов используемой краски или лака.

Эдуард Панов Эдуард Панов:

Ничего подобного. Синтетическая кисть из синтетики априори не означает, что она будет долговечной. Синтетика бывает очень разная.

Аватар Вадим Севернюк:

Народ, о чем тут разговор? Какую бы вы кисть не купили, все они быстро испортятся. Ухаживай за ними или нет – без разницы. Все художественные кисти, особенно для масла и акрила уже через несколько интенсивных промывок начинает разлохмачиваться, теряют форму и мягкость.

Владимир Герасимов Владимир Герасимов:

Ухаживать надо уметь. У меня кисти месяцами живут.

Денис Чернов Денис Чернов:

Уважаемый, любые кисти хорошо отмываются в обычной мыльной пене, обычным туалетным (но не химическим) мылом.

Андрей Чернышев Андрей Чернышев:

Добавлю из своего опыта. Номер кисти не всегда означает ее размер. Так например, кисть № 10 не означает, что диаметр обоймы этой кисти равен 10 мм. В каждом стране изготовители используются свои стандарты, поэтому сравнивать размеры кистей вам придётся на глаз или привыкать в конкретному производителю.

Аватар Алексей Якимов:

Граждане живописцы! Когда покупаете кисти, не забывайте проверять обойму. Она должна быть крепко закреплена. Также внимательно проверяйте саму щетину: чем больше в ней волосков с расщепленным кончиком, тем лучше. Спасибо за внимание!

Сергей Минаев Сергей Минаев:

Если хотите, чтобы ваши любимые живописные кисти служили и радовали вас дольше, то при хранении подвешиваете или закрепляйте так, что ты их кончики не касались дна. Вся проблема еще от деформации их формы.

Игорь Юдин Игорь Юдин:

Для этих целей уже давно продаются специальные ванночки.

Сергей Минаев Сергей Минаев:

О них мало кто знает, да и зачем тратить лишние деньги? Поэтому я и говорю!

Аватар Николай Молодцов:

Тут еще следует добавить. Если не хотите, чтобы ваши драгоценные кисточки поел всякий прожорливый насекомый, храните их в клею (например в кукурузном или картофельном крахмале). Только так и спасаюсь.

Владимир Кириллов Владимир Кириллов:

Это же где у вас такие прожорливые насекомые?

Аватар Молодцов Николай:

Очень далеко от Москвы, очень 🙂

Ольга Налетова Ольга Налетова:

Кстати вспомнила! Кисти еще можно укоротить, а вот краски нет. Ну, вы поняли! )

Аватар Сергей Судакин:

Здравствуйте Михаил.
Ещё раз спасибо за статьи, мне помогли. Не могли бы Вы написать статью об художественных кистях для масла. В частности интересуют производители, которые вставляют волосяной пучок впритык к ручке без воздушной прослойки. А так же, не теряющие форму долгое время, как щетинные, так и колонковые.
Что Вы можете сказать о таких сериях кистей как: Da Vinci Maestro 2, Escoda Optimo Kolinsky Sable Oil Brushes, Silver Brush Ruby Satin Synthetic Brushes, Winsor & Newton Artists Oil Brushes?

Михаил Леонидов Михаил Леонидов:

К сожалению данные вопросы больше относятся непосредственно к практики самой живописи, а нее ее реставрации (сохранности). На сегодняшний день мои знания в области художественных кистей ограниченный данным постом.

Аватар Сергей Судакин:

Еще по поводу кистей. Нет возможности покупать на пробу дорогие кисти, но есть желание приобрести хороший, круглый колонок. В чём разница: DaVinci S-1600, 1610 №10 за 900 рублей и S-10 за 4 900 рублей? Если в последней больший пучок, то насколько легче работать? Есть ли, более дешёвая альтернатива легендарной, «королевской» серии Winsor & Newton S-7 ?
Кто нибудь работал такими: Askia S-103, Escoda Grafilo S-1212, Princenton S-7000, Silver Brush Renaissanse, Habico Kolinsky, и если да, то как они Вам? Насколько хуже кисти Pinax Classic Kolinsky? Стоит ли покупать колонок отечественные: ХМ (Художественные материалы), Чёрная речка, Байкал и Рублёв ?

Дмитрий Севрюков Дмитрий Севрюков:

Вы слишком сильно заморачиваетесь подобным вопросом. Кисти никогда не влияли на «качество картинки». Это исключительно вопрос удобства и не более того. Я вообще долгое время писал щетинными кистями из строительного магазина и никаких проблем не было.

Аватар Сергей Судакин:

Поделюсь своим, скромным опытом. Сначала искал нужные мне готовые ответы какие кисти лучше. Но, решил сам мозгом поработать. Ответственные производители на официальных сайтах указывают всю информацию (для чего, из чего, таблицы размеров).
Примеры:
1. Da Vinci Series Tobolsky-Kolinsky → колонковые кисти для масла;
2. Princeton Siberia-7000 → кисти колонок для масла;
3. Escoda Series-Optimo → колонковые кисти для красок на водной основе.
К сожалению, отечественные производили такой информации не дают. Купив в местном магазине круглый колонок Roubleff №1 за 100 рублей и поработав сделал вывод, что эта серия для акварели или сильно разбавленного масла.
Чтобы узнать о наших кистях, нужно купить на пробу колонок 4-6 брендов «сделано в России» №1 до 100 рублей и сравнить в работе жёсткость волоса, его качество и долговечность.

Аватар Валентина эфендиева:

Большое спасибо всем за предоставленные опыты работ и советы! Желаю всем удач!

Добавить комментарий для Игорь Юдин Отменить ответ

Популярные записи блога